Разделы
Угольная промышленность России
Северо-западный экономический регион
Роль Эмиратов в мировой экономике
Развитие и размещения железнодорожного транспорта
Геологическая карта
Тектоническое районирование мира
Геоморфологические карты показывают основные типы рельефа и его отдельные элементы с учетом их происхождения и возраста.
Обслуживание населения - предмет исследования экономической и социальной географии
Для современного этапа развития географической науки наиболее характерна социологизация исследований, направленная на устранение отмеченного еще Н. Н. Баранским недостатка в географии - отсутствия анализа потребностей человека в обслуживании. Усиление внимания к человеку - его потребностям, их удовлетворению в территориальном аспекте и повышению роли сферы обслуживания в экономическом и социальном развитии страны - привело к формированию новой экономико-географической или социально-географической дисциплины - географии сферы обслуживания, располагающейся на стыке географии хозяйства и географии населения.
Возрастание роли сервиса в жизни общества обусловлено усложнением взаимодействия этой сферы с материальным производством, изменениями в размещении производительных сил и характере миграций населения, ускорением темпов сближения условий жизни в городе и сельской местности. В свою очередь изучение этих вопросов способствует дальнейшей социологизации экономической географии. При этом все большее значение приобретает переход от изучения отдельных территориальных микросистем обслуживания, что наблюдается в градостроительстве при разработке генпланов городов или схем районной планировки, к взаимоувязанному исследованию этих систем на всех их уровнях (страна, союзная республика, внутриреспубликанский экономический район, агломерация, отдельный населенный пункт и т. п.).
Следует подчеркнуть, что территориальные аспекты развития народного хозяйства в целом и сферы обслуживания в том числе до сих пор еще не получили должного развития в экономической науке. Это привело к тому, что проблема сочетания отраслевого и территориального планирования народного хозяйства до сих пор не имеет удовлетворительного решения. В результате общие параметры развития отдельных звеньев народного хозяйства страны устанавливаются без достаточного учета фактов взаимодействия их отраслевой и территориальной структуры.
Подобное положение наблюдается и в исследованиях по экономике непроизводственной сферы. Так, в работе «Развитие и структура отраслей непроизводственной сферы», изданной Институтом экономики АН УССР, подробно рассматривается отраслевая и внутриотраслевая структура этой сферы, но нет ни одного параграфа, который бы был посвящен методологии, методике и практике изучения территориальной структуры непроизводственной сферы.
Другой пример. В. М. Рутгайзер в очень интересной работе «Ресурсы развития непроизводственной сферы» рассматривает соотношение между бесплатными и платными услугами, но также без учета региональной специфики. Между тем очевидно, что в зависимости от особенностей, например, возрастной структуры населения отдельных районов страны эти соотношения будут различны, а порайонная дифференциация в темпах изменения численности населения повлияет на общий объем средств, которые общество должно направить на развитие платных услуг. Недооценка этих факторов и привела на практике к тому, что в республиках с высокой рождаемостью низок охват детей дошкольными учреждениями, велико число смен в общеобразовательных школах даже сельской местности.
В упоминавшейся выше статье С. А. Ковалева и В. В. Покшишевского было показано, что география сферы обслуживания включает «два основных раздела: а) изучение географических различий потребностей населения в обслуживании и удовлетворении этих потребностей, т. е. различий в уровне обслуживания; б) изучение территориальной организации сферы обслуживания и образования центров обслуживания различного профиля и ранга». Такая постановка вопроса, будучи бесспорной по своей сути, нуждается, по нашему мнению, в некотором уточнении, так как указанные разделы в основном отражают стык географии сферы обслуживания лишь с географией населения, а стык с географией хозяйства недооценивается.
Для обеспечения такой «стыковки» необходимо формирование в географии обслуживания третьего направления исследований, вскрывающего зависимость сферы обслуживания от развития и размещения материального производства.
Для современного состояния экономической и социальной географии характерно отсутствие единства взглядов по вопросу о том, в чем сходство и в чем различие экономико-географического и экономического подходов к изучению сферы обслуживания в территориальном аспекте. Естественно, что в основе экономико-географического подхода к сфере обслуживания должен лежать межотраслевой и межрайонный анализ, но задача заключается в том, чтобы довести это общее положение до конкретной системы задач и показателей, без которых невозможно реализовать экономико-географический подход на практике.
Полезные статьи
Месторождения цветных металлов Забайкалья
Медь
В перечне цветных металлов в недрах области доминирует медь. Практически пятая часть запасов меди России сосредоточена на уникальном Удоканско ...
Воздушный транспорт
Наиболее и устойчивые пассажиропотоки сконцентрированы на авиалиниях от Москвы по пяти основным направлениям: Кавказскому, Южному, Восточному, Центр ...
О соотношении базальтового и андезитового вулканизма глазуновской свиты КМА
Изучение опорных разрезов и сравнение их с эталонными типичных геодинамических обстановок позволило всю совокупность магматических образований глазу ...