География как система наук

Разделы

Угольная промышленность России

Тяжелое машиностроение

Теневая экономика мира

Северо-западный экономический регион

Роль Эмиратов в мировой экономике

Развитие и размещения железнодорожного транспорта

Миграция рабочей силы

География как система наук

Геологическая карта
Тектоническое районирование мира

Геологическая карта

Геоморфологические карты показывают основные типы рельефа и его отдельные элементы с учетом их происхождения и возраста.

Региональная дифференциация пропорций между материальным производством и сферой обслуживания

Страница 1

При анализе показателей личного потребления мате­риальных благ и услуг следует различать фактическое потребление и общую сумму средств, направляемых для его увеличения.

Личное потребление трудящимися материальных благ и услуг складывается из индивидуального потребления материальных благ и оплачиваемых услуг, а также из бес­платных услуг, приводимых к единой стоимостной оценке по затратам учреждений, оказывающих бесплатные услуги; кроме того, сюда включаются износ обобществленного жи­лищного фонда, а также накопления учреждений сферы обслуживания.

Общая сумма средств, направляемых на увеличение личного потребления населения, превышает текущее лич­ное потребление на величину средств из фонда накопле­ния, направляемых на строительство жилья и учреждений сферы обслуживания.

Объем потребления материальных благ и услуг опре­деляет общий уровень потребления, а соотношения меж­ду основными составляющими - структуру потребления. Группировка районов по уровню и структуре потребления позволяет выделить территориальные типы структур лич­ного потребления. Однако в настоящее время отсутствует сопоставимая информация для такой типологии, и мы вынуждены ограничиться рассмотрением особенностей по­требления населения лишь наиболее специфических ре­гионов.

При характеристике типов личного потребления необ­ходимо различать уровни анализа, идет ли речь о средне-душевом потреблении всего населения, или о потреблении по социальным группам (рабочие, служащие, колхозники населения Эстонии, а также ее специализация па санатор­но-курортном обслуживании и туризме).

Итак, в основе исследований по географии сферы об­служивания должен лежать анализ региональных особен­ностей в образе жизни населения с учетом местных при­родных, демографических и экономических условий. Но пока, к сожалению, серьезные разработки по этой пробле­ме отсутствуют.

Географические аспекты взаимодействия социальной инфраструктуры и миграции населения

Взаимодействие сферы обслуживания и миграции на­селения - один из существенных факторов регионального развития. Формы проявления этого взаимодействия во мно­гом зависят не только от общего уровня развития произво­дительных сил страны, но и от характера самих миграци­онных процессов, а также от роли миграции в жизни обще­ства.

Обычно миграция населения рассматривается как один из способов соединения средств производства с рабочей силой. Для трудодефицитных районов миграция решает проблему обеспечения существующих и вводимых пред­приятий необходимыми кадрами, а для трудоизбыточных районов миграция - одно из средств вовлечения местных трудовых ресурсов в общественное производство. Однако в таком виде указанная роль миграции населения при со­циализме проявляется лишь на первых этапах социалисти­ческого строительства, когда еще сохраняется относитель­ное перенаселение деревни и ввод новых рабочих мест полностью определяет направление миграции.

По мере развития производительных сил страны сель­ская местность в большинстве районов перестает быть поставщиком свободных трудовых ресурсов. Одновремен­но происходит возрастание потребностей населения в ус­лугах. В такой ситуации ввод рабочих мест сам по себе перестает оказывать доминирующее воздействие на миг­рационные процессы, но существенное воздействие еще могут оказывать районные надбавки к заработной плате.

В период развитого социализма, когда проблема вырав­нивания уровней экономического развития союзных рес­публик в основном решена, когда повсеместно происходит существенное повышение денежных доходов населения, когда возникает дефицит рабочей силы в целом по стране, воздействие производственных аспектов на миграционные процессы продолжает уменьшаться, но существенно воз­растает воздействие социально-экономических, связанных с образом жизни населения, включая престижность про­фессии, предприятия, города или района.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезные статьи

Речной транспорт
Большое значение в перевозке грузов (строительные материалы, нефтяные, лесные, хлебные грузы, каменный уголь) и пассажиров принадлежит речному транс ...

Характеристика Северо-Кавказского экономического региона
Помните знаменитый кинофильм Леонида Гайдая “Кавказ это всесоюзная и житница, и кузница, и здравница”. Так ли это на самом деле ? Северо - Кавказск ...

Географическое положение, состав, трудовые и природные ресурсы Западно-Сибирского ЭР.
В состав Западно-Сибирского экономического района входят: Алтайский край, республика Алтай, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская, Тюменская ...