Разделы
Угольная промышленность России
Северо-западный экономический регион
Роль Эмиратов в мировой экономике
Развитие и размещения железнодорожного транспорта
Геологическая карта
Тектоническое районирование мира
Геоморфологические карты показывают основные типы рельефа и его отдельные элементы с учетом их происхождения и возраста.
Хозяйство
В Поволжье изготавливается 71% легковых и 17% грузовых автомобилей России. Среди машиностроительных центров наиболее крупными являются:
Самарский (станкостроение, производство подшипников, самолетостроение, производство автотракторного оборудования, мельнично-элеваторного оборудования и др.);
Саратовский (станкостроение, производство нефте- и газохимической аппаратуры, дизелей, подшипников и др.);
Волгоградский (тракторостроение, судостроение, производство оборудования для нефтехимической промышленности и др.);
Тольяттинский (комплекс предприятий ВАЗа – ведущий в автомобильной промышленности страны).
Важными центрами машиностроения являются Казань и Пенза (точное машиностроение), Сызрань (оборудование для энергетической и нефтехимической промышленности), Энгельс (90% выпуска троллейбусов в РФ).
Автомобильная промышленность Поволжья представлена в таблице 1.
Города |
Производимая продукция |
Тольятти Набережные Челны Нефтекамск Ульяновск Каспийский (Калмыкия) Энгельс Балашов Сердобск Балаково Димитровград Самара, Саратов Сызрань Саратов Нижнекамск Волжский Камышин |
Легковые автомобили (ВАЗ), генераторы, стартеры Грузовые автомобили, двигатели Автосамосвалы (на базе КАМАЗов) Вездеходы, грузовики, автофургоны Автомагазины Троллейбусы, автобусы Автотракторные прицепы Автомобильная арматура Двигатели для грузовых автомобилей Карбюраторы, технические ткани Подшипники Пластмассы Стекло Шины Резиновые изделия Синтетические лаки |
Поволжье один из основных районов России по производству аэрокосмической техники.
Развитию промышленности строительных материалов
в районе способствуют достаточно богатая сырьевая база, а также растущие потребности индустриального и жилищного строительства. Поволжье выделяется производством цемента (10-12% общероссийского производства), которое быстро росло в связи с большими потребностями в вяжущих материалах (строительство ГЭС, промышленных предприятий, жилого фонда и др.). Оно сосредоточено на нескольких заводах Вольска, Новоульяновска, Михайловки. Также выпускаются бетонные и железобетонные изделия, асбоцементные трубы, рубероид, силикатный кирпич.
В районе имеется несколько металлургических заводов. Черная металлургия
, не являясь отраслью специализации, частично удовлетворяет потребности машиностроения в металле. Она представлена следующими заводами: передельный металлургический завод «Красный Октябрь» в Волгограде, Белорецкий металлургический комбинат, а также Волгоградский алюминиевый завод и Самарский металлургический завод, производящий легкие сплавы.
Легкая промышленность
в районе получила повсеместное развитие. На ее долю в целом по району в 1995 г. приходилось 2,2% от общего объема промышленного производства (по России – 2,5%). Однако эта отрасль размещена по территории неравномерно. В Астраханской области на ее долю приходится 4,8%, в Ульяновской – 5,8%, Пензенской – 4,8%, Волгоградской – 2,0%, а в Самарской – всего 0,6% и т.д.
В районе сосредоточена текстильная промышленность, представленная производством шерстяных, суконных и хлопчатобумажных тканей. Шерстяная промышленность возникла исторически на базе крепостных мануфактур в Барыше, Языково, Сурске и др., а хлопчатобумажная – в послевоенные годы, когда в Камышине (Волгоградская область) был построен крупный хлопчатобумажный комбинат. В Балашове (Саратовской области) выпускают синтетические ткани из капрона.
Другой важной отраслью легкой промышленности является производство мехов (крупнейший меховой комбинат размещен в Казани), сырье для этой отрасли поступает из других районов страны.
Агропромышленный комплекс
Поволжского района имеет общероссийское значение как по производству важнейших видов продукции сельского хозяйства, так и по их переработке.
Полезные статьи
Физическое выветривание.
В тех местах, где протекание природных химических реакций ограничено недостатком влаги или тепла, что характерно для пустынь и холодных областей, ос ...
Железнодорожный транспорт
Как уже было сказано ранее железнодорожный транспорт, является одним из наиболее часто используемых видов транспорта, поэтому он должен быть размеще ...
Индо-Гангская равнина
Строго говоря, имеются две низменные равнины равнина Инда и равнина Ганга, разделенные в районе Дели северным продолжением хребта Аравалли. Обе равн ...