Разделы
Угольная промышленность России
Северо-западный экономический регион
Роль Эмиратов в мировой экономике
Развитие и размещения железнодорожного транспорта
Геологическая карта
Тектоническое районирование мира
Геоморфологические карты показывают основные типы рельефа и его отдельные элементы с учетом их происхождения и возраста.
Особенности миграции трудовых ресурсов России
Происходящие социально-экономические изменения повлекли за собой изменения в миграционных процессах в Российской Федерации. По данным официальной статистики за 10 лет в Россию прибыли 8 млн. человек из стран нового зарубежья и более 0,6 млн. из других государств. Одновременно выбыли из России соответственно 3,8 млн. и 1,2 млн. человек.
До 1994 года происходило постоянное увеличение въезда и одновременное сокращение оттока. 1994-й год стал “пиковым” по количеству иммигрантов из стран СНГ и Балтии и по размеру чистой миграции. Сказались такие факторы как наличие большого миграционного потенциала - относительно лучшая экономическая ситуация в России, а значит возможность получения работы или занятий приносящих доход.
Начиная с 1995 года, иммиграционный поток заметно снижается. Это об утрате Россией явных экономических преимуществ. Эта же тенденция сохранялась и в 1999 году.
Основной поток мигрантов в последние годы Россия приняла из Казахстана (его доля в общем потоке мигрантов выросла к 1998 году до 42%). Стабильно высока остается доля Украины - 20-25% от общего объема прибытий за последние годы.
С 1992 года, по мере возрастания естественной убыли населения России, миграция стала играть компенсирующую роль в динамике численности населения страны. За период с 1992-го по 1994-й годы миграция восполнила почти 80% сокращения численности населения. Затем миграционный прирост начал сокращаться и соответственно сокращалась его позитивная роль в росте численности населения (в 1995 г. - 60% от естественной убыли, в 1996-98 гг. - немногим более 40%). И уже в 1999 г. миграционному приросту удалось перекрыть естественную убыль населения лишь менее чем на 20%.
Иммиграция в Россию из стран СНГ и Балтии пополняется за счет въезда в поисках заработка трудящихся мигрантов, которые в последующем возвращаются к постоянному месту жительства. Эта форма миграции в условиях развивающихся рыночных отношений, когда цена труда определяется стоимостью рабочей силы и при неразвитом рынке жилья получила большое распространение. Особенно в сфере применения преимущественно физического труда.
В соответствии с официальными данными более половины иностранной рабочей силы (ИРС) используется в строительстве, каждый десятый в сельском и лесном хозяйстве, около 10% в промышленности, более 8% в торговле и общепите. (Здесь уместно заметить, что численность и доля занятых в строительстве российских граждан неуклонно снижалась).
Численность иностранной рабочей силы (20001 г.)
Регион |
Доля от зарегистрированных трудящихся мигрантов, в % |
Москва и Московская область |
35 |
Ханты-Мансийский АО |
10 |
Ямало-Ненецкий АО |
5 |
Приморский край |
4.3 |
Амурская область |
2.4 |
Белгородская область |
2 |
Краснодарский край |
1.8 |
Калужская область |
1.6 |
Ростовская область |
0.9 |
Основными странами, поставляющими в Россию работников являются Украина (30 %), затем Турция, Китай, Югославия, Молдова, КНДР, Вьетнам.
Истинные масштабы трудовой миграции по оценкам специалистов по меньшей мере втрое выше “разрешенной”, т.е. имеющей официальное разрешение на занятие трудовой деятельностью. Значит нелегальными остаются минимум две трети трудящихся мигрантов. В существующем правовом поле такая форма миграции пожалуй имеет больше минусов, чем плюсов. Минусы, безусловно, вытекают главным образом из нелегального характера миграции, к ним в первую очередь относятся:
Полезные статьи
О соотношении базальтового и андезитового вулканизма глазуновской свиты КМА
Изучение опорных разрезов и сравнение их с эталонными типичных геодинамических обстановок позволило всю совокупность магматических образований глазу ...
Состав атмосферы и последствия загрязнения
климатических ресурсов
Внешняя оболочка Земли — атмосфера — один из важнейших элементов биосферы. Атмосфера выполняет жизнеобеспечивающие, защитные, терморегулирующие, гео ...
Транспорт
Развитие транспортной системы Карелии обусловлено ее транзитным положением по отношению к Санкт-Петербургскому и Мурманскому портам, прохождением по ...