Разделы
Угольная промышленность России
Северо-западный экономический регион
Роль Эмиратов в мировой экономике
Развитие и размещения железнодорожного транспорта
Геологическая карта
Тектоническое районирование мира
Геоморфологические карты показывают основные типы рельефа и его отдельные элементы с учетом их происхождения и возраста.
Роль государства в сфере НИОКР
При отсутствии государственного вмешательства частные фирмы склонны к "недовложению" средств в фундаментальные исследования.
Основными зонами государственного воздействия на нововведения в частных компаниях являются:
1) "предложение", т.е. оказание финансовой и технической помощи, включая формирование научно-исследовательской инфраструктуры;
2) "спрос" - государственные контракты на выполнение исследовательских работ и закупку новых видов продукции;
3) "среда" - налоговая, патентная политика и другие меры косвенного государственного регулирования (некоторые экономисты считают их более эффективными, чем прямые государственные субсидии).
Система государственного управления научно-техническим развитием предусматривает гибкое использование разнообразных форм стимулирования технического развития частного производства. Сюда относится:
1) финансирование НИОКР в частных корпорациях по государственным заказам;
2) использование системы фондов для поощрения исследовательской деятельности в частных компаниях;
3) налоговая политика правительства, предусматривающая освобождение от налогов исследовательской и производственной деятельности в наиболее перспективных областях науки и техники;
4) выдача государственных дотаций крупным корпорациям для закупки лицензий и «ноу-хау»;
5) методы кредитного регулирования, сводящиеся к предоставлению кредитов на льготных условиях для расширения НИОКР и производственной деятельности в перспективных отраслях промышленности;
6) политика национализации и приватизации отраслей, сводящаяся к развитию за государственный счет перспективных отраслей промышленности, и передача их в частные руки по мере достижения ими уровня коммерческой рентабельности;
7) государственное картелирование частных производителей в перспективных отраслях;
8) внешнеторговая политика, целью которой является защита японского производства от конкуренции, обеспечение оптимальных условий получения технологий из-за рубежа;
9) политика в области импорта капитала, предусматривающая курс на освоение новой технологии в японских корпорациях, а не в филиалах западных фирм.
Помимо традиционного финансирования страны через бюджет, доходная часть которого формируется за счет налогов, в Японии существует и параллельная, тоже государственная, система финансирования проектов, но с привлечением внебюджетных, в традиционном понимании, средств. Эта система называется государственной инвестиционной программой и используется для развития приоритетных с точки зрения государства, производств и проектов. Таким образом, правительство Японии имеет реальный рычаг проведения структурной и промышленной политики.
Сегодня эта система существует в так называемой Программы государственных займов и инвестиций – ПГЗИ, созданной в виде близком к сегодняшнему в 1953 году. Кроме источников поступления средств ПГЗИ отличается от общегосударственного бюджетного финансирования и тем, что ее средства выделяются на условиях возвратности, срочности и платности. Капиталовложения и займы, получаемые в рамках ПГЗИ, подлежат полному возврату с начислением процентов, которые в данный момент устанавливаются в основном на уровне частных кредитных компаний.
Программа разрабатывается правительством одновременно с проектом бюджета, но отдельно от него. Японский инвестиционный бюджет тоже проходит ежегодное утверждение Парламентом.
В структуре и механизме реализации ПГЗИ важную роль играют два ключевых органа программы – Бюро трастовых фондов и японский банк развития.
Первый входит в Министерство финансов и аккумулирует основные средства государственной инвестиционной программы.
Второй направляет значительную часть собранных средств на цели программы государственного инвестирования. Японский банк развития был учрежден правительством в 1951 году.
В первые послевоенные годы (1947-1949) его предшественником был Банк финансирования реконструкции, а в 1949-1952 годах его функции выполнял Специальный счет фонда товарной поддержки, на котором аккумулировались средства, поступившие в виде помощи и внешних займов по линии Доджа, а также от частичной реализации товаров, поступивших в качестве гуманитарной помощи. Сегодня аналогом этого счета является Специальный счет промышленного инвестирования, являющийся составной частью ПГЗИ.
Финансовые ресурсы ПГЗИ формируются за счет пяти основных источников:
1) система почтовых сбережений граждан;
2) система почтового страхования жизни;
3) пенсионные фонды;
4) специальный счет промышленного инвестирования;
5) гарантированные правительством обязательства и займы.
Государственная инвестиционная программа Японии несколько раз меняла свои приоритеты в соответствии с изменениями экономической ситуации в стране. Сразу после войны она стремилась содействовать быстрому восстановлению выпуска промышленной продукции, а с 50-х годов и далее обеспечивала поступательный рост промышленности.
Полезные статьи
Пенсионный фонд России: назначение и порядок формирования
Основными документами, регламентирующими комплекс вопросов по расчетам плательщиков с Пенсионным фондом России, являются:
n Порядок уплаты страховы ...
США\Политика
Существенной чертой политического строя США является сложившаяся к середине XIX века двухпартийная система, при которой у власти попеременно находя ...
Развите и размещение цветной металлургии.
Основные показатели цветной металлургии
1995 в % к 1991
1
2
Производство основных видов продукции:
Алюминий
99.2 ...