Разделы
Угольная промышленность России
Северо-западный экономический регион
Роль Эмиратов в мировой экономике
Развитие и размещения железнодорожного транспорта
Геологическая карта
Тектоническое районирование мира
Геоморфологические карты показывают основные типы рельефа и его отдельные элементы с учетом их происхождения и возраста.
Географические исследования береговой зоны дальневосточных морей
изучены химические свойства прибрежных вод заливов Южного Приморья и лагун Сахалина (более 30 тыс. определений), исследована динамика химических параметров по ряду донный осадок – вода – живое вещество.
Эколого-географические и ресурсные исследования:
разработана географическая концепция лагунообразования – важнейшего природного процесса на десятой части побережий Мирового океана – как одно из теоретических направлений современного комплексного береговедения;
выявлена сложная морфологическая дифференциация подводных ландшафтов в условиях риасовой береговой зоны, изучены биогенные рифы зал. Петра Великого [17];
составлены крупномасштабные ландшафтные карты для заливов, бухт, проливов на юге Приморья как основа для размещения хозяйств марикультуры, выявлены условия обитания и даны рекомендации по культивированию грацилярии – ценной агароносной водоросли;
исследованы химические свойства илов лагун Сахалина и даны рекомендации по перспективному использованию их как лечебных грязей при рекреационном освоении побережья острова;
создана региональная сеть геомониторинга, где на 20 полигонах ведутся сезонные и многолетние наблюдения за динамикой берегов, в т.ч. в условиях антропогенного воздействия [1];
разрабатываются принципы и методы комплексного управления береговой зоной, теоретические основы рекреационного береговедения в связи с перспективным освоением рекреационных ресурсов Японского моря и его побережий, развитием прибрежно-морского туризма на Дальнем Востоке.
Материалы исследований сотрудников БИЦ опубликованы в 15 монографиях и тематических сборниках, более чем в 300 статьях, в т.ч. в книге «Географические исследования морских побережий. К 25-летию основания Берегового исследовательского Центра. 1973-1998» [8].
В настоящее время Береговой исследовательский Центр (научный руководитель – проф. П.Ф.Бровко, директор – канд. географ. наук Ю.А. Микишин) включает в себя лаборатории геоэкологии, геоморфодинамики, региональных исследований. Коллектив работает в содружестве с кафедрой географии стран Азиатско-Тихоокеанского региона, с факультетами общей биологии, экологии, почвоведения, химии и химической экологии, научным музеем ДВГУ, привлекая студентов и аспирантов к береговым исследованиям.
На качественно новом уровне организована комплексная экспедиция по изучению прибрежно-морских голоценовых отложений и эволюции берегов зал. Петра Великого с участием биологов, географов, археологов. В 1997-1999 гг. проведены исследования западного побережья Амурского залива (бухта Бойсмана), где находятся два неолитических памятника: Бойсмана-1 и Бойсмана-2. Вдоль берега бухты тянется узкая аккумулятивная терраса голоценового возраста шириной от 300-400 м до 3-5 км в долине р. Рязановки. Высота террасы постепенно повышается от 1-1,5 м в прибрежной части до 4-5 м в долине реки. Генезис террасы изменяется от морского (волновой аккумуляции) – в узкой (около 50 м) прибрежной части, представленной современным пляжем, до аллювиально-морского, аллювиального и аллювиально-болотного – на большей части долины реки.
В приустьевой части долины р. Рязановки пробурено 6 скважин буровой машиной «УГБ» и расчищено 3 обнажения рыхлых отложений по берегам реки. Глубина расчисток 2,7–3,4 м, скважин – от 3,7–4,4 м возле памятника Бойсмана-2 до 8,0 м в нижнем течении р. Рязановки, причем в последнем случае вся мощность рыхлых отложений не вскрыта. Все скважины и расчистки увязаны между собой и уровнем Японского моря нивелирными ходами.
На основе комплексного изучения разрезов голоценовых отложений рассмотрена эволюция бухты Бойсмана за последние 8 тысяч лет. Выделено 11 этапов развития природы: от бореально-атлантического до позднесубатлантического-I и позднесубатлантического-II. В периоды потепления климата растительность побережья была представлена в основном широколиственными лесами. При похолодании большую роль играли мелколиственные, хвойные и хвойно-широколиственные леса, около 2500 лет назад – остепненные ландшафты. В истории климата отмечено три термических максимума: в середине атлантического периода, середине суббореального и начале – середине субатлантического. Выявлены три морские трансгрессивные фазы, при которых уровень Японского моря превышал современный: среднеатлантическая (6100-5500 лет назад), позднеатлантическая (5000-4900 лет назад) и раннесубатлантическая (2400-2200 лет назад). Максимальное вторжение морских вод в долину реки Рязановки, на 2-3 км от современного берега, произошло во время позднеатлантического этапа, после 5100 лет назад.
В Приморском краевом отделении Русского географического общества – Обществе изучения Амурского края (ОИАК) – с 1980 года работает секция береговедения, члены которой активно участвуют в работе Морского совета Владивостока, популяризации достижений береговой науки. Десятки статей опубликованы в газетах «Владивосток» и «Дальневосточный ученый», журнале страноведения Азиатско-Тихоокеанского региона «Океанские вести» (П.Ф.Бровко, В.С.Петренко, Е.Г.Коновалов, Т.Л.Палей и др.). На международной конференции «Приморье – XXI век», посвященной 115-й годовщине ОИАК и 100-летию ДВГУ (Владивосток, апрель 1999 года), одной из главных была секция «Береговая зона моря: ресурсы, управление, мониторинг» с представлением материалов учеными России и других стран – Японии, КНДР, Украины, США.
Полезные статьи
Экономические эффекты миграции.
Международная миграция рабочей силы может осуществляться как по экономическим, так и по внешнеэкономическим причинам. В число последних включаются п ...
Понятие теневой экономики.
Термин "теневая экономика" в целом относится к финансово-хозяйственным операциям, направленным на получение материальной выгоды. Определе ...
Проблемы и перспективы развития и размещения железнодорожного транспорта в
РФ.
Происходящий в последние годы спад объемов промышленного и сельскохозяйственного производства привел к снижению объемов перевозок и значи-тельному у ...