География как система наук

Разделы

Угольная промышленность России

Тяжелое машиностроение

Теневая экономика мира

Северо-западный экономический регион

Роль Эмиратов в мировой экономике

Развитие и размещения железнодорожного транспорта

Миграция рабочей силы

География как система наук

Геологическая карта
Тектоническое районирование мира

Геологическая карта

Геоморфологические карты показывают основные типы рельефа и его отдельные элементы с учетом их происхождения и возраста.

Техногенные воздействия в береговой зоне моря в Калининградской области

Страница 2

В период с 6 по 12 декабря 1999 г. было произведено обследование побережья от южной части Куршской косы до г. Балтийска. В ходе обследования установлено, что наибольшие разрушения относятся к южной части Куршской косы, где на всем протяжении подмыта авандюна, пляж в районе г. Зеленоградска смыт в значительной степени, волнением разрушено металлическое основание маяка. Существенно пострадали берега в районе мыса Гвардейский и восточнее берегоукрепительных сооружений в г. Пионерского. Отмечена эффективная работа сооружений, возведенных СНПО «Балтбере­гозащита» в г. Пионерском и пос. Рыбное. Расположенный в волно­вой тени район Филино-Приморье пострадал незначительно. У пос. Синявино размыто более 60 м перемычки, а в теле конуса сформи­ровался уступ размыва высотой до 7 метров. В закрытой бухте зафиксированы следы подъема уровня до отметки +1,3 м относительно наблюдаемой поверхности моря. Береговая линия в бухте Покровской приобрела изогнутое положение и окаймлена уступом размыва высотой 2-2,5 м. Южнее мыса Окунево до пос. Мечниково берег не пострадал. В районе пос. Мечниково – г. Балтийск в результате шторма пляжи расширились. Это иллюстрирует известное положение [6], что при достаточном объеме наносов в береговой зоне (в данном случае техногенного происхождения) морские берега не испытывают разрушений даже при катастрофических штормах.

Другим проявлением техногенеза в береговой зоне Калининградской области является строительство и эксплуатация морских портов. Балтийский пролив, соединяющий Калининградский залив с Балтийским морем, образовавшийся в 1479 году, используется для судоходства. Строительство здесь оградительных молов было начато в XVIII веке [11, 13]. Существующие молы построены в 1924 году и выдвинуты в море до глубины 10,0 м. Они являются искусственной преградой для вдольберегового перемещения наносов и вызывают в связи с этим интенсивную аккумуляцию наносов по схеме заполнения «входящего угла» севернее порта и низовой размыв – южнее, что подтверждено гидрографическими работами, проведенными в октябре 1999 года. Сравнение с результатами промера 1969, 1975 1977 гг. однозначно позволило определить разнонаправленность береговых процессов на участках берега севернее (аккумуляция) и южнее (размыв) молов с заметным смещением уреза в плане и изменениями глубин.

Нужно отметить, что, несмотря на интенсивную аккумуляцию наносов в районе оградительных сооружений порта, до последнего времени внутренний фарватер не испытывал заметной заносимости, что объясняется в первую очередь очень удачной компоновкой сооружений, максимально использующих гидродинамический режим и природные условия района. Начиная с 1966 года в Балтийском проливе объем ремонтного черпания не превышает 100 тыс. м3 в год.

Гавань в г. Пионерском построена в 1924-1928 гг. С момента строительства она испытывала заносимость, с которой боролись изменением компоновки оградительных сооружений и ремонтным черпанием. Кроме того, сооружались прорези-ловушки для перехвата наносов перед судовым ходом. Материал дноуглубительных работ (пески) в объеме 100-250 тыс. м3 в год вывозился на морскую свалку у мыса Гвардейский (2,5 мили восточнее порта Пионерский). В 1975-1981 годах было проведено рефулирование донного грунта объемом 750,5 тыс. м3, изъятого из подходного канала порта Пионерский, в пределы береговой зоны у Отрадненского мыса, характеризующегося острым дефицитом наносов. Однако это мероприятие не принесло ожидаемого результата, что можно объяснить недостаточным объемом перемещенного материала. Сооружение гавани вызвало значительный низовой размыв берега с ее подветренной стороны, что в свою очередь повлекло за собой необходимость проведения там берегозащитных мероприятий.

Строительство оградительных сооружений морских портов привело к нарушению естественного хода береговых процессов на прилегающих участках побережья. Грунты дноуглубительных работ, вывозимые на морские свалки, и пульпа янтарного комбината, участвующие во вдольбереговом перемещении, в геоморфологическом смысле представляют собой положительную составляющую бюджета наносов береговой зоны техногенного происхождения.

Со второй половины ХIХ века начались специальные исследования рассматриваемой территории [11, 12, 17-22], по материалам которых можно составить достаточно полную картину морфологии и динамики береговой зоны Самбийского полуострова в не нарушенном техногенезом состоянии. В этот период времени берега Самбийского полуострова почти по всему периметру испытывали интенсивную абразию. Одновременно наблюдался постоянный размыв аккумулятивных образований, причлененных к Самбийскому полуострову, – Вислинской и Куршской кос. Сравнивая интенсивность разрушения берегов Самбийского полуострова, Е.Цадаах [22] отмечал, что в пределах западного побережья (имеющего простирание на юг от мыса Таран) они разрушены значительнее, чем на северном. Причем абразия берегов наблюдалась практически на всем западном побережье, а темп разрушения в районе пос. Мечниково (севернее Балтийского пролива) и пос. Танкитино был не меньше, чем в районе поселков Донское, Синявино и Янтарный. Сильные шторма нередко вызывали катастрофические размывы коренных берегов. Например, шторм 1911 года вызвал размыв клифа у пос. Янтарный на 5,5 м [12], а суммарный объем рыхлого материала, образовавшегося в результате абразии берегов Самбийского полуострова в период шторма 9-10 января 1914 года, cоставил более 1 млн. м3, и суммарная потеря суши составила 24 га [21].

Страницы: 1 2 3

Полезные статьи

Последние изменения в законодательстве Багамских островов
Правительство Багамских островов пошло на значительное ужесточение своего законодательства, регулирующего деятельность международных предприниматель ...

О фациальных типах перигляциального аллювия равнинных рек
Приводится литологическое и морфологическое описание основных фациальных типов перигляциального аллювия: проток, половодий, застойных водоемов, внут ...

Современная Осака
Для туристов больший интерес вызывает не старина города, а его приметы нового века. Это Кансайский международный аэропорт, вступивший в строй 4 года ...