География как система наук

Разделы

Угольная промышленность России

Тяжелое машиностроение

Теневая экономика мира

Северо-западный экономический регион

Роль Эмиратов в мировой экономике

Развитие и размещения железнодорожного транспорта

Миграция рабочей силы

География как система наук

Геологическая карта
Тектоническое районирование мира

Геологическая карта

Геоморфологические карты показывают основные типы рельефа и его отдельные элементы с учетом их происхождения и возраста.

Уравнение времени

Страница 1

Выше было показано, что мир вокруг нас это - прежде всего мир физических явлений и объектов - разнообразных масс и энергетических полей. Ядра, атомы, молекулы - это элементы вещества. Их объединения создают макротела от небольших размеров - метеоритов, комет, астероидов, планет - до гигантских астрономических масс звезд и их скоплений. Наблюдаемое многообразие масс существует благодаря энергетическим полям взаимодействия между микрочастицами вещества и между макрообъектами. Если бы такого взаимодействия не существовало, то мир вокруг нас пребывал бы в рассыпанном на элементы состоянии.

Сильные внутриядерные взаимодействия связывают системы протонов и нейтронов. Электромагнитные взаимодействия связывают внутриатомные ядра и электроны, а также обеспечивают связи в молекулах и макротелах. И, наконец, гравитационное взаимодействие обеспечивает связку планет и массивной звезды в Солнечной системе. Оно же определяет конфигурацию и взаимодействие звездных скоплений в Галактике и в более крупных ассоциациях вещества Вселенной. Иными словами, все многообразие мира обусловлено разнообразием масс вещества.

Между элементарной частицей и каменной глыбой, между планетой и звездой, оказывается, лежит не пропасть, а лишь различие масс, которые создают разные по уровню и качеству взаимодействия внутри материальных систем. Чаще всего мы видим лишь результат этого процесса и по нему восстанавливаем весь путь эволюции объекта.

В неорганическом мире именно масса вещества определяет его энергонасыщенность. В органических и социальных системах действуют иные законы, хотя роль масс по-прежнему велика.

Таким образом, расширяя и углубляя физические представления о времени, мы можем рассматривать его как меру последовательности взаимодействий, происходящих на различных уровнях организации материи.

Взаимодействия - это по существу физико-химические процессы, которые идут в неравновесных системах до того момента, когда энергия взаимодействий будет исчерпана и система перейдет в класс объектов "вечного Мира", то есть скорость течения процессов в системе не будет отличаться от той, что существует и существовала в межгалактическом пространстве вне астрономических масс до появления данной системы. Эти процессы реализуются в форме известных четырех фундаментальных взаимодействий - гравитационного, электромагнитного, сильного и слабого. В основе жизнедеятельности биологических систем функционируют те же фундаментальные взаимодействия, к которым добавляется информационное, записанное в генетическом коде биосистем (Копылов, 1991). Из приведенного следует: чем больше энергия системы, тем больше число взаимодействий в ней происходит. Иными словами, неравновесная система имеет различный масштаб времени, который тем больше, чем выше энергия системы. Резюмируя сказанное, дадим определение времени.

Время - это мера внутриобусловленной последовательности взаимодействий, реализуемых на различных уровнях организации материального мира - от микромира до планетарного, космического, включая биологические и социальные системы. На основании сказанного время можно представить в виде уравнения:

Страницы: 1 2

Полезные статьи

Россия в Балтийском регионе
В разные времена Балтийский регион был и ареной противоборства расположенных здесь государств, и зоной их взаимных торговых связей. Борьба за облада ...

Характеристика транспортных узлов Архангельской области
На территории Архангельской области очень велика дифференциация между населенными пунктами по уровню развития в них транспортных и промышленных функ ...

Автомобильный транспорт
Велика роль автомобильного транспорта. Протяжённость автомобильных дорог общего пользования составляет свыше 16,1 тыс. км, в том числе с твёрдым пок ...