География как система наук

Разделы

Угольная промышленность России

Тяжелое машиностроение

Теневая экономика мира

Северо-западный экономический регион

Роль Эмиратов в мировой экономике

Развитие и размещения железнодорожного транспорта

Миграция рабочей силы

География как система наук

Геологическая карта
Тектоническое районирование мира

Геологическая карта

Геоморфологические карты показывают основные типы рельефа и его отдельные элементы с учетом их происхождения и возраста.

Северский Донец

Страница 4

Казацкие поселения

С XV—XVI веков началась постепенная миграция славянского населения. В основном это были украинские воины (казаки), недовольные политической ситуацией в Украине, которая находилась в это время под управлением Польши. Сначала казацкие поселения в Диком поле были самостоятельными, имели собственные органы самоуправления и избирали гетманов и воевод. Казаки часто совершали разбойничьи набеги на окружающие поселения, воевали с Крымским ханством. С конца XVI века со строительством Белгородской засечной черты в верховьях реки создаются помещичьи владения и поселения стрельцов, пушкарей и детей боярских (напр., село Соломино).

Казаки

Постепенно усиление Российской империи привело к потере казаками Дикого поля своей самостоятельности и включением их в Российскую армию. С XVI—XVII века заселение бассейна Северского Донца шло, в основном, под контролем российской власти. В этот период перестраивается крепость Белгорода, основываются города Харьков, Изюм, Луганск, Чугуев и другие. До XVIII века Северский Донец играл роль защитной линии от набегов кочевников с юго-востока, каждый из городов, основанный на Северском Донце должен был строить защитные сооружения по планам, утверждаемым в Москве. Постепенно с расширением территории Российской империи, особенно после завоевания Крыма, защитная роль Северского Донца уступила место экономическим нуждам. В XVII—XIX веках река интенсивно использовалась для работы водяных мельниц. К концу 18 века количество мельниц на Донце уже исчислялось сотнями, а мельничные плотины окончательно лишили возможности использовать Северский Донец для судоходства[22].

С XIX века начинается индустриализация Российской империи, которую продолжил Советский Союз. Промышленников, в основном, интересовал Донбасс как источник полезных ископаемых. В Харькове, Луганске, Донецке и других городах возникают сотни промышленных предприятий, которые начинают потреблять воду Северского Донца. Для выплавки 1 тонны чугуна требуется 30 м³ воды, 500 м³ воды нужно для каждой тысячи киловатт-часов электроэнергии, даже для каждой тонны добытого угля требуется тонна воды[23]. К тридцатым годам XX века Харькову и Донецку уже катастрофически не хватает пресной воды, что вынуждает власти постепенно создать целую сеть каналов и водохранилищ. Таким образом, на многих своих участках Северский Донец утрачивает своё природное очарование, теряет большую часть своей фауны и превращается в промышленный придаток[24][25]. В административном делении СССР территория Дикого поля в основном относилась к Украинской республике, а после распада СССР вошла в Украину. Это было связано с этническим преобладанием «черкасов» (украинцев) в регионе в начале XX века.

Экономика

Северский Донец — важнейший источник пресной воды для востока Украины. Главный источник воды для городов Харьков, Донецк, Луганск и др. С начала XX века в бассейне Северского Донца начала ощущаться нехватка пресной воды, что инициировало ряд гидрологических проектов. В 1936 году на месте современного Печенежского водохранилища было сооружено Кочетокское водохранилище, соединенное с харьковским водопроводом[4]. К пятидесятым годам этого оказалось недостаточно, и в шестидесятые годы (в основном к 1964 г.) было сооружено Печенежское водохранилище ёмкостью 400 млн м³. Около 75 % водоснабжения Харькова осуществляется из Печенежского водохранилища. Для снабжения пресной водой южного Донбасса, включая г. Донецк, был построен канал Северский Донец — Донбасс, который начинается у Райгородка, а для компенсации водозабора выше по течению Донца был сооружен канал Днепр — Донбасс, соединяющий Днепр с Северским Донцом через русло реки Берека.

Судоходство

В настоящее время Северский Донец судоходен до российского города Донецка (Ростовская область) (222 км от устья). Судоходство на последнем участке обеспечивают шесть гидроузлов, построенных в 1911—1914 годах. Каждый из них состоит из разборчатой железобетонной плотины длиной 100—150 метров, и однокамерного шлюза длиной 100 м, шириной 17 метров, и глубиной 2,5 метра. Судоходство по Северскому Донцу на территории Украины (до Змиева) было возможно до середины XVIII века, однако впоследствии, обмеление речек бассейна Донца и самого Северского Донца сделало судоходство невозможным. Во время Российско-Турецкой войны 1735—1739 гг. Северский Донец еще был судоходен и активно использовался, как основной канал снабжения воюющих частей продовольствием с Украины, однако в 1788 году, судоходство уже было невозможно, русло реки было перегорожено сотнями водяных мельниц[22]. В конце XIX — начале XX веков предпринимался ряд попыток возродить судоходство, в частности ради возможности водной транспортировки полезных ископаемых Донбасса. Одним из энтузиастов проекта был Д. И. Менделеев, писавший о необходимости «устроить Донец […] для наших русских надобностей […] ибо Донец, по важности интересов в нем замешанных, нужнее всего»[26]. Разработчиком проекта стал известный своим вкладом в проект Волго-Донского канала русский гидротехник Нестор Платонович Пузыревский. В 1903—1904 годах он провел детальное исследование русла Северского Донца и предложил проект восстановления судоходства Северского Донца до города Белгорода, подразумевающий сооружение большого числа шлюзов[27]. Однако, реализация его проекта не продвинулась дальше сооружения семи шлюзов близ города Донецка в 1911—1914 годах. Дальнейшие работы были прерваны Первой мировой войной, и последующими ухудшениями ситуации на Северском Донце. К 2006 году судоходство на Северском Донце имеет небольшие объёмы, шлюзы требуют капитального ремонта.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезные статьи

Объем торговли и структура двусторонней торговли.
Объем торговли (по российским данным) (в млрд. нем. марок, в скобках - изменение по сравнению с предыдущим годом) Год Экспорт Импорт С ...

Проблемы и перспективы развития транспорта России
В настоящее время транспортно-дорожный комплекс России переживает, как и вся экономика, переходное состояние, все его звенья приспосабливаются к нов ...

Проблемы и перспективы развития и размещения железнодорожного транспорта в РФ.
Происходящий в последние годы спад объемов промышленного и сельскохозяйственного производства привел к снижению объемов перевозок и значи-тельному у ...