Разделы
Угольная промышленность России
Северо-западный экономический регион
Роль Эмиратов в мировой экономике
Развитие и размещения железнодорожного транспорта
Геологическая карта
Тектоническое районирование мира
Геоморфологические карты показывают основные типы рельефа и его отдельные элементы с учетом их происхождения и возраста.
Город-крепость, город-таможня
Упоминание о Плесе было найдено в первой Новгородской летописи за 1141 год. Это летописное упоминание о Плесе подтверждается и материалами археологических исследований. Уже в те времена, окончание эпохи средневековья, Плес имел внушительные размеры. Протяженность его торгово-ремесленного посада вдоль берега Волги составляла около двух километров. При этом была застроена не только первая, но и вторая береговая террасса.
Городской домонгольский некрополь Плеса, по предварительным данным, насчитывал около 600 захоронений.
И сейчас можно с уверенностью сказать, что Плес Возведенный во 2 половине XII в. владимирским князем Всеволодом Большое гнездо, cтал форпостом княжеской власти в новой, Плесской волости, присоединенной таким образом к великому княжеству.
(Он никогда не был просто сторожевой заставой, а был полноценным городом, т.е. имел обширный посад, вечевую (торговую) площадь, городской некрополь.)
Первая плесская крепость пала и была сожжена в феврале 1238 года во время татаро-монгольского нашествия. Это событие упоминается в "Сказании о разорении Рязани Батыем".
Второе рождение Плесской крепости связано с нападением в 1409 году полководца Золотой орды мурзы Эдигея на Москву. Великий князь Василий Дмитриевич, сын Дмитрия Донского, решил построить на Волге крепость - опорный пункт на подступах к Костроме. И в 1410 году "повеле рубити град Плесо". Вторая плесская крепость явилась частью таможенно-оборонительной системы волжского рубежа. Помимо новой крепости в нее входил естественный по происхождению каменный лабиринт в русле Волги, препятствовавший свободному прохождению судов.
История города - крепости Плес завершилась к 1609 году, когда город был захвачен отрядами пана Лисовского. (Следов пожара нет: крепость догнила еще, видимо, в канун набега).
С тех пор крепость не восстанавливалась. С расширением и укреплением Московского государства отпала необходимость в сторожевой заставе на Волге.
Купеческий город
С XVII в. Плес стал развиваться как торговый город - порт. С низовьев Волги сюда привозили на баржах зерно, перемалывали его на местных мельницах и продавали муку в Иванове и Шуе. А с окрестностей Плеса в купеческие торговые конторы собиралось домотканное полотно для отправки его на продажу по Волге. Одна из таких контор, принадлежавших богатейшему московскому купцу Василию Шорину, известна еще по документам XVII в.
Когда - то пригород Костромского уезда, Плес в 1778 году стал уездным центром, имел свой герб: речной плес и корма галеры.
В экономических примечаниях, составленных в этот период, говорились: "В нем (Плесе) была полотняная фабрика, два солодовенных завода, две пивоварни, казенный соляной склад, 10 кузниц и девять лавок торговых, в коих купечество и мещанство торгуют разными шелковыми, бумажными, полотняными и шерстяными товарами. На полотняной фабрике ткали разных цветов пестряди и равендуки, которые отвозили для продажи в Москву, в Санкт-Петербург и отчасти продавали в городе и поблизости оного на ярмарках ."
Со времени основания города в Плесе работали ювелиры. Они занимались выделкой колец, сережек и других изделий. Под влиянием этого древнего ювелирного центра сформировались соседние - в селах Красное и Сидоровское.
Большое развитие получили в Плесе и кустарные промыслы: кузнечный, портновский, сапожный.
Особенно отличались в своем ремесле плесские кузнецы. Они ковали из уральского железа плотничьи топоры, получившие широкую известность далеко за пределами плесской округи.
Издавна славились и плесские резчики по дереву и металлу. Все эти изделия кустарей забирали по дешевке скупщики, приезжавшие в Плес весной с первыми пароходами, и отвозили их на Нижегородскую ярмарку.
Осенью 1871 года была пущена железнодорожная линия Иваново - Кинешма.
Сразу же стала невыгодной отправка хлеба гужевым транспортом. Барыши от хлебной торговли потекли в карманы кинешемских купцов.
Постепенно в Кинешму (город в пятидесяти км от Плеса) перебрались многие Плесские торговцы (до сих пор в Кинешме сохранилась улица под названием "Плесские дворы"). Почти вдвое (до двух с половиной тысяч) уменьшилось население города за счет разъехавшихся возчиков, грузчиков, приказчиков, обслуживающих хлебную торговлю.
Жизнь в городе замирает и Плес как бы выпадает из времени, практически не меняясь.
Полезные статьи
Горы Афганистана
Гиндукуш труднодоступный горный массив, большей частью лишенный растительности. Афганистан no праву может быть назван страной гор. При взгляде с сам ...
Ртуть и ее поведение в морской экосистеме
Среди токсических металлов ртуть является одним из наиболее опасных загрязнителей и поэтому представляет собой большой интерес для экотоксикологии. ...
Холдинг
Металлургический холдинг - многопрофильная диверсифицированная структура. В ее состав входят 30 предприятий, на которых работает свыше 12 тысяч чело ...