Разделы
Угольная промышленность России
Северо-западный экономический регион
Роль Эмиратов в мировой экономике
Развитие и размещения железнодорожного транспорта
Геологическая карта
Тектоническое районирование мира
Геоморфологические карты показывают основные типы рельефа и его отдельные элементы с учетом их происхождения и возраста.
Каракорум
Вторая по высоте горная система мира (средняя высота около 5500 м) непосредственно продолжает Гиндукуш, вздымаясь между Памиром и Гималаями. Восточное продолжение Каракорума хребты Чангченмо (до 6320 м) и Пангонг (до 5820 м) переходят в Тибетское нагорье, а хребет Ладакх связывает Каракорум с Гималаями. Восемь вершин Каракорума превышают 7500 м. Из них Чогори, или К-2 (8611 м), по высоте уступает только Эвересту. Рядом с Чогори располагаются еще три восьмитысячника пики Хидден, или Гашербрум I (8068 м), Броуд-Пик (8047 м) и Гашербрум II (8035 м). Все они поднимаются над северным бортом ледника Балторо, имеющим, таким образом, самое грандиозное горное обрамление среди всех ледников мира. Каракорум турецкое слово, что означает черная осыпь , весьма неудачное название для сияющего белизной вечных снегов района высочайших гор мира с необычайно мощным оледенением. Это название происходит от перевала Каракорум, где действительно есть темные осыпные склоны. Но этот перевал находится между хребтами Агхил и Дансанг, то есть совсем не в горах Каракорума. В английских источниках используется написание Каракорам, но вернее будет придерживаться тюркской орфографии и писать Каракорум с ударением на последнем слоге. Местное население в своем большинстве говорит не Каракорам или Каракорум, а Мустаг (ледовые горы). Но вместо Каракорум нельзя употреблять название Мустаг хотя бы потому, что оно многозначно и встречается, например, в районах Памира и Куньлуня. Наверное, слово мустаг могло бы быть использовано только в составном названии, например Балторо Мустаг. В настоящее время слово каракорум достаточно прочно вошло в обиход, и нет оснований сомневаться в его правомерности. Каракорум не обособленная горная область за пределами Гималайской системы. Самым правильным, хотя несколько пространным, было бы название Каракорум-Гималаи. Как номенклатура, так и районирование Каракорума долгое время вызывали серьезные споры. Эта путаница была ликвидирована Каракорумской конференцией 1936-1937 гг., на которой были представлены Топографическая служба Индии, Королевское географическое общество, Английский альпийский и Гималайский клубы. В соответствии с предложением этой конференции Большой Каракорум делится на следующие семь районов, для которых применимо слово мустаг (в направлении с юго-востока на северо-запад):Сасир Мустаг в Шайокской дуге; Римо Мустаг между ледником Сиачен и верхним Шайок; Сиачен Мустаг между ледником Сиачен и Шаксгам; Балторо Мустаг на восточной и северной стороне ледника Балторо; Панма Мустаг от западного перевала Мустаг до фирнового бассейна ледника Биафо; Хиспар Мустаг на северной стороне ледника Хиспар до теснины Хунза; Батура Мустаг западнее реки Хунза.
Высокогорные районы севернее и южнее Большого Каракорума объединяются в Малый Каракорум. Здесь название Мустаг на принято и говорится только о хребте, группе или отдельных горах. Важнейшими районами южной главной зоны являются:хребет Салторо западнее долины Нубра и ледника Сиачен; хребет Машербрум на южной стороне Балторо; хребет Харамош; хребет Ракапоши. Районы севернее главной зоны: горы Гуераб; группа Лупгара. Краткая история исследований Из ранних географических и альпинистких исследований Каракорума можно упомянуть следующие:Г. Т. Вигне в 1835-1837 гг. предпринимал путешествия в Кашмир, Ладак и Балтистан и оставил о них точные сообщения; Адольф Шлагинтвайт был первым европейцем, о котором можно уверенно сказать, что он прошел район Балторо в августе 1856 г. Он был в Асколи и на перевале Мустаг (видимо, на восточном, 5420 м) и определил тогда уже с большой точностью высоту Машербрума (7821 м); Г. Г. Годуин Остен в 1861 г. разведал районы ледников Чого-Лунгма, Керо-Лунгма, Биафо, Панма и нижнего Балторо. Ему мы обязаны первой обзорной картой (1 : 513510) и описанием этих районов, в том числе и подходов к К-2, которая уже тогда была известна как высочайшая вершина Каракорума. Больших успехов добилась экспедиция Конвея 1892 г. Ее участниками были: Вильям Мартин Конвей (руководителей), майор Ч. Г. Брюс (позже генерал Брюс), художник Маккормик и швейцарский горный проводник Маттиас Цурбригген. Из Гилгита они прошли по всему леднику Хиспар и спустились через ледник Биафо в Аскол, где подготовили выход на Балторо точно так же, как это делается и сегодня. Их главной целью был технически несложный семитысячник, который Конвей окрестил Голден-трон (7193 м) и который теперь называется Балторо Кангри (по новому измерению, 7312 м). Нельзя говорить о Каракоруме, не воздав должное американской супружеской паре Фанни Буллок Уоркман и Вильяму Хантеру Уоркману, которые с 1898 по 1912 г. предприняли семь (а считая и Нункунскую, даже восемь) экспедиций. Располагая большими средствами, они могли путешествовать без ограничений во времени и приглашать в состав своих экспедиций хороших альпинистов. Когда супруги Уоркман начали знакомиться с Каракорумом, оба были уже немолодые. Поэтому у них не было тщеславного желания, да, наверное, и возможности покорить высокую вершину, и в списке восходителей на восьмитысячники и семитысячники их фамилия не встречается. Уоркманы были только путешественниками-исследователями, исколесившими Гималаи и Каракорум, восходившими на небольшие вершины, прошедшими много перевалов и более или менее известных ледников, где их сопровождали хорошие европейские горные проводники.
Полезные статьи
Развитие цветной металлургии в Забайкалье
Сама цветная металлургия в Забайкалье в настоящее время не является сбалансированным комплексом. Её развитие характеризуется неоднородностью, привод ...
Доходы и цены.
Доходы. За прошедшие десятилетия доходы населения Германии постоянно росли. В западногерманских Землях чистый совокупный доход домашних хозяйств уве ...
Экономико-географическая характеристика нефтяной промышленности.
Развитие нефтяной, нефтеперерабатывающей и обслуживающих их отраслей промышленности и транспорта определили в XX в. целую эпоху, в которой пересекл ...