География как система наук

Разделы

Угольная промышленность России

Тяжелое машиностроение

Теневая экономика мира

Северо-западный экономический регион

Роль Эмиратов в мировой экономике

Развитие и размещения железнодорожного транспорта

Миграция рабочей силы

География как система наук

Геологическая карта
Тектоническое районирование мира

Геологическая карта

Геоморфологические карты показывают основные типы рельефа и его отдельные элементы с учетом их происхождения и возраста.

Проблемы регулирования газовой промышленности России и мировой опыт.

Страница 4

В России к настоящему времени создание основной инфраструк­туры магистрального транспорта газа для снабжения внутренних по­требителей в целом завершено. Конечно, в результате начавшегося с 1990 г. снижения объемов газопотребления, неясности с темпами и сроками восстановления его уровня, особенно учитывая растущее стремление к сохранению только платежеспособного спроса, возник­ла определенная пауза в развитии отрасли. Однако это отнюдь не исключает необходимости сооружения специализированных газопро­водов для газоснабжения новых регионов (на Северо-Западе, юге За­падной Сибири и ряде других), а также газификации мелких и рас­средоточенных потребителей, в том числе сельских. Тем не менее на внутреннем рынке в ближайшей перспективе вряд ли снова возник­нет потребность в предельно высоких темпах роста объемов поставок газа (не говоря уже о его дефицитности), что создает благоприятный фон для повышения качества газоснабжения. Причем возможная не­устойчивость внутреннего рынка не окажет решающего воздействия на инвестиционные решения. В то же время крупные инвестиции тре­буются для завоевания новых позиций для российского газа на устой­чиво растущем европейском рынке.

На внутреннем рынке долгосрочные контракты па поставку газа практически отсутствуют. Это снимает ряд проблем, возникавших при либерализации газового рынка в других странах, и облегчает введе­ние новых форм регулирования. Сейчас регулирование в газовой про­мышленности России носит достаточно фрагментарный характер. В течение 1993-1995 гг. действовала формула, ценообразования, предусматривающая ежемесячную коррекцию цен на газ у промышленных потребителей в соответствии с темпом роста цен на промышленную продукцию за предшествующий месяц. Цена не была дифференцирова­на ни в региональном, ни в сезонном разрезах. Номинальная цена на газ для промышленных потребителей достигла 60 долл. за 1 тыс. куб. м, что близко к официально установленной экспортной цене для Украи­ны (из-за отсутствия региональной дифференциации, которая нача­лась только в прошлом году, такая вполне "европейская" цена дей­ствует и на Урале, и в Западной Сибири). В Северной Америке опто­вая цена на газ в среднем не превышает этот уровень.[18]

Надо отметить, что оптовые цены на газ, составлявшие с 1982 г. 26 руб. за 1 тыс. куб. м, ас 1991 г. -52 руб., поднялись сейчас до 300 тыс. руб. за 1 тыс. куб. м, то есть по сравнению с периодом до 1991 г. темп их роста обгонял инфляцию, а относительно 1991 г. находится на уровне несколько ниже нее. [19]По-видимому, для нынеш­них трудностей с неплатежами критически важным оказался не столько общий уровень роста цен, сколько то, что цены на газ и другие энер­гоносители в долларовом эквиваленте приблизились к мировым (ев­ропейским) ценам. При калькуляции продукции на экспорт (что за­частую наиболее привлекательно для предприятий при ограниченно­сти внутреннего рынка), а также при конкуренции с импортируемы­ми товарами это становится определяющим фактором.

Газовое законодательство как таковое в России практически отсут­ствует. Основу законодательной базы составляют закон РФ о недрах, закон о естественных монополиях и ряд правительственных положений и актов (Временное положение о доступе производителей газа в газо­транспортную систему, Правила поставки газа потребителям и др.). Основываясь на этих документах, нынешнюю ситуацию, рациональные пути развития отрасли можно охарактеризовать следующим образом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезные статьи

Нефтяные и газовые месторождения-гиганты в зоне Персидского залива.
Общеизвестно, какую огромную роль в экономике стран Персид­ского залива играет нефтяное хозяйство. Достаточно сказать, что доля нефти в экспортных п ...

Данди.
Данди является четвертым городом Шотландии по величине. Это самый большой рыболовецкий порт. Ныне это промышленный центр с нефтеочистительным комбин ...

Экономическая оценка деятельности железнодорожного транспорта РФ.
Нестабильность социально-политической обста-новки, спад промышленного и сельскохозяйственного производства, неудовлетворительное состояние подвижног ...