Разделы
Угольная промышленность России
Северо-западный экономический регион
Роль Эмиратов в мировой экономике
Развитие и размещения железнодорожного транспорта
Геологическая карта
Тектоническое районирование мира
Геоморфологические карты показывают основные типы рельефа и его отдельные элементы с учетом их происхождения и возраста.
Финансирование приоритетных областей развития
Феномен перекредитования имеет и еще один смысл, а именно – высокий уровень зависимости всей банковской системы от кредитов центрального банка.
Стратегия занижения процентных ставок и политика рационирования кредита обуславливали необходимость расширения масштабов кредитования Банком Японии коммерческих банков. Вследствие этого отношение суммы кредитов центрального банка к объему депозитов городских банков достигало в 1950-1954 годах в среднем 14,8%, а к совокупному объему их кредитных операций – 19%.
Поскольку такая ситуация снижала ликвидность коммерческих банков, правительство в целях ослабления давления кредитного спроса на эти банки постоянно предпринимало дополнительные меры по обеспечению диверсификации источников финансирования частного сектора. При этом для поддержания эффективного контроля за кредитно-финансовой сферой японское правительство сохраняло традиционную ориентацию на жесткое, законодательно установленное разграничение сфер деятельности различных видов финансовых институтов.
В 1950 году для кредитования мелкого и среднего бизнеса были созданы системы банков взаимного кредита и кредитных сберегательных касс; в 1952 году для обеспечения долгосрочного финансирования – система долгосрочного кредита; в 1951-1952 годах была существенно модифицирована система трастовых операций с переведением всех трастовых компаний в категорию банков. Кроме того, для реализации различных направлений правительственной политики постоянно расширялась система государственных кредитно-финансовых институтов.
Таким образом, используя различные рычаги налоговой и кредитно-денежной политики, японское правительство смогло активизировать процесс накопления капитала и переориентировать финансовые потоки на решение задач ускоренного экономического развития в целом и осуществление политики рационализации промышленности в частности. Однако массированное применение инструментов приоритетного налогообложения и приоритетного финансирования, стимулируя инвестиционный процесс в «выделенных» отраслях и производствах, было чревато перенакоплением основного капитала.
Поэтому во избежание такого негативного эффекта или его исправления правительство постоянно проводило специфические мероприятия по регулированию и координации инвестиционной активности на предприятиях «выделенных» сфер, а именно:
1) лицензирование производственных мощностей на основе специальных законов (применялось в отношении электроэнергетики, нефтеочистки);
2) прямой административный контроль со стороны соответствующих подразделений МВТП (производство цемента и сульфата аммония);
3) координация инвестиций в рамках Совещательного комитета оп промышленной рационализации (сталь);
4) определение квот отдельных компаний на новые производственные мощности и объемы выпуска конкретных видов продукции на неформальных переговорах между чиновниками МИТИ и представителями отраслевых и суботраслевых предпринимательских объединений (нефтехимия, производство искусственных волокон, целлюлозо-бумажная промышленность).
В результате такой практики, представлявшей собой явное ограничение принципов и механизмов свободной конкуренции, правительств брало на себя часть ответственность за инвестиционные решения частных фирм, что давало определенные гарантии безопасности при осуществлении самых амбициозных инвестиционных программ.
Низкие процентные ставки
В Японии, как и в ряде других азиатских стран для стимулирования инвестиций и создания новых технологий использовалась политика низких процентных ставок. Правительство может прибегать к политике низких процентных ставок для того, чтобы канализировать накопления в инвестиции, ведь низкие ставки по кредитам повышают спрос на них. В то же время избыточный спрос на кредитные ресурсы увеличивает риск неэффективного их распределения, и правительство и коммерческие банки должны регулировать этот спрос, ужесточая отбор заявок на кредиты.
Политика низких процентных ставок осуществлялась в стране сознательно для ускорения экономического роста и проведения индустриализации. Данная политика вкупе с кредитованием государственными финансовыми институтами приоритетных областей развития обеспечила концентрацию и эффективное использование финансовых ресурсов. Таким образом, низкие процентные ставки могут приводить к наращиванию инвестиций и ускорению экономического развития.
Полезные статьи
Состав северо-западного экономического района.
Северо-Западный экономический район включает в себя следующие субъекты:
- г. Санкт-Петербург
- Ленинградская область
- Новгородская область
- П ...
“Перевернутый мир”
Зрение иногда играет с человеком злые шутки. Известно, что согласно закону оптимики проходящая сквозь хрусталик глаза изображение предметов отражает ...
Экономика
1.
Общая характеристика
В социально-экономическом и политическом развитии Германии важную роль сыграли особенности её экономико- и политико-геогра ...