Разделы
Угольная промышленность России
Северо-западный экономический регион
Роль Эмиратов в мировой экономике
Развитие и размещения железнодорожного транспорта
Геологическая карта
Тектоническое районирование мира
Геоморфологические карты показывают основные типы рельефа и его отдельные элементы с учетом их происхождения и возраста.
Финансирование приоритетных областей развития
В Японии реальные ставки процента в 1953-1991 гг. в среднем равнялись -1,12. Реальные ставки по депозитам вплоть до 1983 г. были отрицательными, позднее они стали положительными, но все равно оставались на низком уровне. Следует отметить стабильность процентных ставок, небольшие их изменения происходили раз в пять лет.
Ставки по кредитам, предоставляемым частными банками, были выше, чем выдаваемым государственными финансовыми институтами. Это обусловлено действием ряда ограничений на деятельность частных банков. Кредитуя приоритетные отрасли, государственные банки выделяли им средства под еще более низкий процент. Например, ставки по кредитам на финансирование приоритетных проектов, предоставляемых Японским банком развития, были на 2-2,5% ниже его стандартных ставок.
Таким образом, политика низких процентных ставок содействовала росту инвестиций и разработке и внедрению новых технологий. Правда, есть и другие мнения по поводу эффективности этой политики. Количественный макроэкономический анализ показал, что избыточное кредитование отраслей обрабатывающей промышленности не вело к повышению производительности труда, рассчитанной на основе показателя условно-чистой продукции. Скорее, переполнение кредитными ресурсами каналов банковского обращения ухудшило управление ими.
Необходимо отметить, что займы, предоставляемые из государственных средств в рамках финансирования приоритетных областей играли значительную роль в финансировании создания новых технологий и оборудования. В 50-е годы на них приходилось до 1/3 всех средств, выделенных на данные цели, в 60-е – около 19%. К 1990 году их доля снизилась до 8%.
В системе финансовых приоритетов в 50-е – начале 60-х годов первое место занимали задачи промышленного и технологического развития. На их решение направлялось до 30% финансово-кредитных ресурсов, выделенных на государственную программу инвестиций и займов. В 1965-1975 годов эта доля постепенно сократилась до 3%. В 1990 году она находилась примерно на том же уровне – 2,9%.
Изменения в политике экономического развития проявляются и в приоритетах государственных финансовых организаций. Рассмотрим, в частности, объекты финансирования наиболее влиятельного из них – Японского банка развития. В первой половине 50-х годов, стремясь содействовать реконструкции промышленности и модернизации базовых отраслей, банк выделял средства предприятиям электроэнергетики, судостроения, черной металлургии. В 1955-1964 гг. приоритетными были химическая промышленность, машиностроение и электронная промышленность. В 1965-.1974 гг., когда японская экономика стала открытой и на повестку дня были поставлены вопросы создания общества всеобщего благосостояния, банк способствовал разработке новых технологий и модернизации промышленных предприятий, развитию жилищного строительства и осуществлению мер по охране окружающей среды. После "нефтяного шока" в 1975-1984 гг. приоритетными областями финансирования были выбраны альтернативные источники энергии, информационные технологии и связь. После 1985 г. в целях оживления экономической активности усилия банка были сосредоточены на приватизации (национальные железные дороги и Японская телефонная и телеграфная общественная корпорация – НТТ), новых технологиях (биотехнологии, космические исследования), создании высокоскоростных железных дорог и региональном развитии.
Оказывая финансовую поддержку разработке новых технологий, Японский банк развития выполняет важную функцию по разделению рисков с частными компаниями в их научно-исследовательской деятельности, а также в последующей коммерциализации новых технологий. Другая существенная функция банка – финансирование крупных проектов с длительными сроками окупаемости инвестиций, как, например, в энергетике.
Полезные статьи
География и экономика Великобритании
Великобритания - остров, на котором находятся Англия, Шотландия и Уэльс, образовывает, вместе с множеством мелких островов, архипелаг неправильной ф ...
Структура транспортного комплекса России
Транспортный комплекс России представлен всеми видами транспорта: железнодорожным, автомобильным, морским, внутренним водным, воздушным и трубопрово ...
Фальшивомонетничество в Германии.
Германию охватила паника: с каждым годом в стране появляется все больше и больше немецких марок итальянского, польского и ближневосточного производс ...