Разделы
Угольная промышленность России
Северо-западный экономический регион
Роль Эмиратов в мировой экономике
Развитие и размещения железнодорожного транспорта
Геологическая карта
Тектоническое районирование мира
Геоморфологические карты показывают основные типы рельефа и его отдельные элементы с учетом их происхождения и возраста.
Северо-Западный экономический район РФ
Наблюдающийся приток мигрантов (а он имел место и в 1996-1997 гг.) обусловлен прежде всего вытеснением русского населения из Прибалтики. Значительный удельный вес имеют также беженцы и вынужденные переселенцы из Казахстана и Средней Азии, Закавказья и Северного Кавказа.
Нынешняя демографическая ситуация, особенно резкое падение рождаемости и рост смертности, обусловлена экономическим и социальным кризисом в стране. Падение рождаемости, особенно в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, следует признать катастрофическим. С 1993 года коэффициент рождаемости здесь составляет только 6-7 промилле, тогда как смертности – 14-17 промилле. Такова же рождаемость в Ленинградской области, где смертность еще выше – 16-18 промилле. В Новгородской и Псковской областях рождаемость чуть выше – 8-9 промилле, но выше и смертность – 18-20 промилле. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении составила здесь в 1995 году, как и в среднем по стране, у мужчин только 55-56 лет, у женщин 70 лет.
Проблема состоит не только в нынешней крайне неблагоприятной демографической ситуации. Дело в том, что существует угроза того, что современный режим суженного воспроизводства населения может сохраниться и при выходе экономики из экономического кризиса. Отсутствие государственной демографической политики и крайне незначительные меры по поддержке семей с малолетними детьми делает эту угрозу реальной. Не существуют и меры формирования общественного мнения, социально-демографических установок населения на требуемые хотя бы для простого воспроизводства размеры семьи с двумя-тремя детьми.
Оценку положительного сальдо миграции дать сейчас достаточно сложно. С одной стороны, когда прибывает мобильное население трудоспособного возраста, возможно его участие в предпринимательской деятельности, в создании новых предприятий малого бизнеса. С другой стороны, при высоком уровне безработицы (в том числе скрытой), усиливается давление на рынок труда. Приезд лиц нетрудоспособных возрастов однозначно усложняет социальные проблемы, поскольку требует дополнительных государственных расходов. Так или иначе, происходящий приток населения следует учитывать в прогнозах развития, поскольку он в нынешних условиях практически не поддается регулированию.
Топливно-энергетическая база народного хозяйства региона недостаточно мощная. Добыча сланцев и торфа покрывает незначительную часть потребности в топливе для электростанций. Мощности нефтепереработки (Кириши) поступающей из Западной Сибири по нефтепроводу нефти недостаточны для удовлетворения потребности региона в нефтепродуктах, которые также завозятся из других регионов страны. В качестве топлива на электростанциях, в котельных и в быту используется поступающий по газопроводу “Сияние Севера” природный газ. Некоторую роль играют гидроэлектростанции. Ввозится значительное количество дорогих печорских углей и также дорогих вследствие дальней транспортировки кузнецких. В значительной мере проблема энергоснабжения была решена после строительства Ленинградской АЭС мощностью 4 миллиона кВт. Тем не менее проблема дефицита электроэнергии остается актуальной. Для ее решения предполагается, в частности, обеспечить передачу избыточной электроэнергии с Кольской АЭС.
Традиционная специализация Северо-Западного экономического района – сложное и точное машиностроние. Санкт-Петербург является вторым после Москвы машиностроительным центром страны. В 1991 г. он давал 5,3% машиностроительной продукции России, а Северо-Запад в целом – 7,4%.
В Санкт-Петербурге расположены предприятия оборонной промышленности, производства ракетно-космической техники (“Арсенал”), авиационных двигателей (Завод им. В.Я.Климова), энергетического и электротехнического машиностроения (Металлический завод, “Электросила”), тяжелого машиностроения (Невский завод, “Ижорский завод” в пригородном Колпино), судостроения (“Адмиралтейские верфи”, Балтийский завод), локомотиво- и вагоностроения, тракторостроения (“Кировский завод”), станко- и приборостроения (“ЛОМО”, “Океанприбор”), электронной промышленности (“Светлана”), других отраслей точного машиностроения (Петродворцовый часовой завод). Предприятия Санкт-Петербурга производили большое количество товаров народного потребления – две трети отечественных фото- и киноаппаратов, четверть пылесосов, здесь в 1967 г. были выпущены первые в стране телевизоры цветного изображения. Сейчас стоит задача добиться выпуска конкурентоспособной с импортной продукции.
Центром судостроения является Выборг, речного судостроения и судоремонта – Новая Ладога, Подпорожье, Петрокрепость. Ряд предприятий, кооперирующихся с заводами Санкт-Петербурга, расположены в Новгороде и Пскове, Великих Луках, Старой Руссе, Тихвине. Но находящиеся здесь предприятия оборонной, электронной, электротехнической, приборо- и станкостроительной промышленности испытывают большие трудности или из-за проблем конверсии, или из-за конкуренции импортных товаров. Так, почти полностью прекращено производство телевизоров (“Волна”, Новгород), магнитофонов и радиоприемников (“Радиоприбор”, Псков).
Полезные статьи
Закономерности и принципы размещения производительных сил.
Экономический закон - объективная категория, существующая независимо от воли и сознания субъекта. Изменение эволюции при смене общественно-экономиче ...
Основы международной миграции рабочей силы.
Международная трудовая миграция – это перемещение из одной страны в другую рабочей силы. Она непосредственно связана, прежде всего, с проблемой выво ...
Снежники и лавины
Еще М. В. Ломоносов в сочинении О слоях земных [1949] указывал, что в высоких горах (речь шла об Андах Южной Америки) самые главы выше облаков далеч ...