Разделы
Угольная промышленность России
Северо-западный экономический регион
Роль Эмиратов в мировой экономике
Развитие и размещения железнодорожного транспорта
Геологическая карта
Тектоническое районирование мира
Геоморфологические карты показывают основные типы рельефа и его отдельные элементы с учетом их происхождения и возраста.
Из истории открытия и использования рыбных ресурсов южной части Тихого океана
Развивая поиск в южном направлении, поисковые суда управления Запрыбпромразведка (в частности, РТМС "Звезда", БМРТ "Пионер Латвии") в январе 1979 г. обнаружили плотные промысловые скопления ставриды в районе, получившем впоследствии название "Южный" (южнее 30-й параллели). Практически весь период с января по июнь 1979 г. включительно промысловые суда работали вначале на нерестовых, а затем на нагульных скоплениях ставриды в Южном подрайоне ЮВТО. Работами была охвачена акватория от ИЭЗ Чили до 85-86о з.д. В июне месяце флот сместился несколько западнее, промысел велся на участке между 41о30 и 43о20 ю.ш. от 85о00 до 87о50 з.д. Здесь была обнаружена квазистационарная меандра Антарктического циркумполярного течения (АЦТ), существование которой, по-видимому, обусловлено влиянием рельефа дна (Чилийское поднятие). В самом конце июня научно-поисковое судно управления Запрыбпромразведка ТЗР "Плунге" стал развивать поиск в западном направлении и 29.06.1979 г. в средних координатах 41о50 ю.ш. 88о40 з.д. обнаружил градиентную зону, вблизи которой располагалось большое количество крупных косяков ставриды (высотой до 70-100 м, протяженностью 300-500 м). Контрольные уловы давали от 25 до 50-70 т рыбы. Добывающий флот быстро вышел на этот участок. В последующем "Плунге" вел поисковые работы в пределах Антарктической конвергенции (Антарктический субполярный фронт) в западном направлении, постоянно наводя промысловые суда на скопления ставриды. Успех этих поисковых работ позволил довести добывающий флот практически до 110о з.д. То есть уже в августе 1979 г. отечественный рыбопромысловый флот вышел за пределы ЮВТО и стал успешно облавливать нагульную ставриду в Юго-Западной части Тихого океана (ЮЗТО – 88-й район ФАО; восточная граница его проходит по 105о з.д.). В 1982-1983 гг. и в последующие годы, включая 1990 г., поисковые суда управлений Запрыбпромразведка (РТМС "Звезда", "Куликово поле", "Новочебоксарск"), Югрыбпромразведка (РТМС "Возрождение", "Профессор Месяцев"), ТУРНИФ (РТМС "Дарвин", "Профессор Кожин") расширили район поиска и промысла в ЮЗТО между 35 и 50о ю.ш. от 80-105о з.д. – вначале до 140о з.д., а затем и до 173о з.д. Таким образом, этими работами было доказано существование огромного по протяженности ареала ставриды, простирающегося в южной части Тихого океана от берегов Чили до побережья Новой Зеландии.
Открытие и стремительное освоение уникальной сырьевой базы южной части Тихого океана стало возможным благодаря нескольким обстоятельствам:
– ограниченность ресурсов для флота Западного бассейна в Атлантическом океане после введения исключительных экономических зон зарубежными государствами;
– богатый опыт поиска и промысла в открытой части Атлантики;
– организация эффективной поисковой деятельности.
Последнее принципиально важно. Предусматривалось сосредоточение усилий на наиболее перспективных направлениях с последующим переключением сил и средств туда, где будет достигнут успех. Практика подтвердила правильность метода. За 13 лет (с 1978 г) изучения и эксплуатации сырьевых ресурсов ЮВТО, а затем (с 1980 г.) и Юго-Западной части Тихого океана выполнено более 200 исследовательских и поисковых экспедиций на судах МРХ СССР, в том числе управление Запрыбпромразведка организовало и провело 100 экспедиций на крупнотоннажных и 84 экспедиции на среднетоннажных судах. В этих экспедициях получены многочисленные материалы по биологии, распределению, поведению, условиям обитания перуанской ставриды и сардины-иваси в океанской пелагиали. Все эти работы позволили изучить многие черты экологии самого массового промыслового объекта – ставриды, организовать ее эффективный промысел, что позволило СССР уже к середине-концу 80-х годов довести добычу этой рыбы до 1 млн. т в год (табл.1).
Полезные статьи
Малайский архипелаг
Эта островная часть состоит из Больших Зондских (Суматра, Ява, Калимантан, или Борнео, Сулавеси, или Целебес), Малых Зондских, Молуккских и Филиппин ...
Проблемы и перспективы
развития и размещения машиностроения в нашей стране.
В промышленно развитых странах, где кризисы и спады производства повторяются периодически, изменения текущей конъюнктуры меньше всего затрагивают вы ...
Железнодорожный транспорт
Наибольшее значение имеет железнодорожный транспорт. Строительство железнодорожных линий в Тверской губернии началось в середине XIX века. Железная ...