Разделы
Угольная промышленность России
Северо-западный экономический регион
Роль Эмиратов в мировой экономике
Развитие и размещения железнодорожного транспорта
Геологическая карта
Тектоническое районирование мира
Геоморфологические карты показывают основные типы рельефа и его отдельные элементы с учетом их происхождения и возраста.
Природопользование и задачи берегозащиты на Калининградском морском побережье
Кроме того, в прибрежную зону Калининградского побережья поступает техногенный материал со свалок грунта в районе морских портов: г. Балтийск (300 тыс. м3/год), г. Пионерский (70-100 тыс. м3/год). Всего на морские свалки в г. Балтийске (гл. 10-15 м) за 20 лет было сброшено 10 млн. м3 грунта, в настоящее время там находится около 6 млн. м3 осадков, у п. Пионерского (гл. 5-17 м) – около 1 млн. м3 [1]. Негативной стороной этого процесса является многофакторное воздействие на экосистему прибрежной зоны этих районов: нарушаются донные ландшафты, ухудшаются условия жизнедеятельности гидробионтов, загрязняется вода, дно и побережье моря. В связи с этим нарушаются экологические и рекреационные условия.
Грунты свалок загрязнены тяжелыми металлами (Pb, Cd, Hg), нефтепродуктами и фенолами. На морской свалке у г. Балтийска осадки отличаются повышенным содержанием кадмия – 1,9 мг/кг, концентрация нефтепродуктов в среднем составляла 32-35 мг/кг с максимумами в отдельных пробах до 240 мг/кг [10]. В районах сброса грунта видовое разнообразие беспозвоночных уменьшается в 24 раза, а численность в биомассе – в 6-8 раз. В то же время часть материала свалок грунта поступает в береговую зону Калининградского побережья и в какой-то мере подпитывает ее.
Однако, несмотря на значительное поступление штормового материала в береговую зону Калининградского побережья Балтийского моря в результате природных и техногенных процессов, оно интенсивно разрушается (в основном в районе курортов). Это наносит значительный ущерб Калининградской области и отрицательно сказывается на ее рекреационном потенциале. За последние десятилетия разрушение берегов северного побережья значительно увеличилось по сравнению с западным. Отмечается размыв берега на прикорневом участке Куршской косы на протяжении 12 км, а локальные размывы – до 32 км. В результате возникали неоднократные прорывы косы со стороны моря в 1983, 1990, 1991, 1997 гг. Такие прорывы опасны для экологической обстановки пресноводного Куршского залива и национального парка "Куршская коса", который включен в список территорий всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО. Такими "смешанными" памятниками признано только 20 объектов во всем мире.
Основной причиной интенсивного размыва пляжа и берега рассматриваемого побережья является дефицит наносов наряду с глобальным процессом подъема уровня Мирового океана (1,5 мм/год) из-за проявления так называемого парникового эффекта. Общий дефицит наносов в береговой зоне северного побережья на участке от м. Таран до 20-го км Куршской косы определен в 40 млн. м3 [5]. Все это привело к необходимости проведения берегозащитных мероприятий, которые в комплексе проблем берегового природопользования получают все более важное значение, особенно создание искусственных песчаных пляжей, ботаническая защита (закрепление движущихся песков и посадка лесозащитных полос), восстановление авандюны, которые не нарушают естественный ландшафт побережья.
История берегозащиты на Калининградском побережье Балтийского моря насчитывает более 100 лет. Первые берегозащитные мероприятия начались именно с закрепления движущихся песков дюн и дефляционных равнин Куршской и Вислинской кос. В настоящее время значительная часть поверхности этих кос (более 70%) покрыта искусственно посаженными лесными массивами, которые являются излюбленным местом отдыха горожан и туристов. Ураганом, прошедшим над Калининградской областью в декабре 1999 г., этим лесным массивам (особенно на 4-м км косы, у пос. Лесное, т/б "Дюны", пос. Рыбачий, Хвойное) был нанесен огромный ущерб, который уничтожил около 10% лесных насаждений. Это в основном 100-120-летние сосны и ели. На поверхности кос со стороны залива оставлено несколько участков высоких (40-65 м) подвижных дюн, которые являются одними из самых высоких в Европе. На одной из них оборудована обзорная площадка для знакомства туристов с живописнейшими ландшафтами Куршской косы. С литовской стороны косы ведутся работы по закреплению, наращиванию и выравниванию авандюн – созданных ветром песчаных гряд, проходящих вдоль берега в тыловой части пляжа. Авандюны защищают берег от прорыва нагонных вод и составляют основу природной защиты.
Полезные статьи
Связь с центральным уровнем и другими программами
Приоритируемые мероприятия согласно решений Баренцева совета
На центральном уровне Баренцевым советом через Министров иностранных дел, Министров эк ...
Экологические проблемы
Из крупных европейских стран ФРГ самая плотнонаселенная, самая урбанизированная и самая индустриальная. Поэтому ясно, что давление на окружающую сре ...
Транспортировка газа.
Как сказано выше, в России действует Единая система газоснабжения, которая включает разрабатываемые месторождения, сеть газопроводов и компрессорных ...