Разделы
Угольная промышленность России
Северо-западный экономический регион
Роль Эмиратов в мировой экономике
Развитие и размещения железнодорожного транспорта
Геологическая карта
Тектоническое районирование мира
Геоморфологические карты показывают основные типы рельефа и его отдельные элементы с учетом их происхождения и возраста.
Проблемы и перспективы развития отраслей машиностроительного комплекса.
Структура конечной продукции машиностроения в России на рубеже последних десятилетий отличалась утяжеленностью и высокой степенью милитаризации. Доля военной техники остается непомерно велика при резком отставании выпуска потребительских товаров и особенно оборудования для непроизводственной сферы. В первой половине 80 – х годов рост производства инвестиционного (в основном тяжелого) машиностроения полностью прекратился, а во второй половине начался спад перешедший в начале 90 –х годов в обвальное падение1.
Уже в конце 80 –х годов поставок оборудования едва хватало для замены даже того объема его выбытия, которого было недостаточно для рационального обновления производственного аппарата. Резкое падение производства машиностроительной продукции в начале 90 –х годов свидетельствует о неспособности экономики обеспечить элементарное поддержание существующего парка машин и оборудования, что означает не просто деградацию, но (если не применять упреждающих мер) и неминуемый развал производственного аппарата страны.
В промышленно развитых странах, где кризисы и спады производства повторяются периодически, изменение текущей коньюктуры меньше всего затрагивает выпуск новейшей высокотехнологической продукции. Что и создает импульсы для выхода из кризисной ситуации.
Машиностроительным отраслям России присуща диаметрально противоположная тенденция, опережающая снижение производства наиболее прогрессивной техники
Уменьшение спроса в отраслях потребителей вынудило машиностроение приспосабливаться к условиям использования его продукции увеличивая выпуск универсальной техники и внедряя примитивные технологии. При нехватке капитальных вложений в отрасли потребители и снабжающие их техникой соответствующие машиностроительные производства, привело к свертыванию в первую очередь наукоемкой продукции, что в конечном итоге приведет к ликвидации базовых, жизнеобеспечивающих отраслей экономики (кроме сырьевых, имеющих экспортный потенциал).
Состояние машиностроительного комплекса усугубилось высоким уровнем концентрации и монополизма производства. Среди двух третий предприятий каждое выпускает свыше 75 % определенного вида продукции.
Распад единственного машиностроительного комплекса на отдельные республиканские блоки обострил проблемы машиностроения России. Больше всего это относится к подъемно – транспортному, нефтяному, горному, металлургическому машиностроению.
Таким образом ситуация в машиностроительном комплексе определяется изношенностью производственного аппарата, затухание инвестиционной и инновационной деятельности. Он оторван от реального потребительского спроса, не способен к нормальному функционированию в условиях либерализации цен.
Проблемы реализации структурно – инвестиционной политики в машиностроении имеет количественный и качественный аспекты.
Первый заключается в том, что без поддержания его соответствующими объемами капитальных вложений и повышения инвестиционного спроса невозможно функционирование экономики, и в первую очередь ее жизнеобеспечивающих отраслей – энергетики, транспорта, сельского хозяйства. Следовательно, необходимо восстановление объемов производства ряда отраслей машиностроения, в основном не взирая на ее качественные характеристики.
Полезные статьи
О фациальных типах перигляциального аллювия равнинных рек
Приводится литологическое и морфологическое описание основных фациальных типов перигляциального аллювия: проток, половодий, застойных водоемов, внут ...
Территориальная организация хозяйства
Андижанская область.
Андижанская область расположена в восточной части Ферганской Долины. Площадь её примерно равна 4200 квадратным километрам, кли ...
Основные принципы внутрирегионального размещения
предприятий сферы обслуживания
Размещение предприятий социальной инфраструктуры, как и любой другой отрасли народного хозяйства, регламентируется совокупностью принципов, отражаю ...