Разделы
Угольная промышленность России
Северо-западный экономический регион
Роль Эмиратов в мировой экономике
Развитие и размещения железнодорожного транспорта
Геологическая карта
Тектоническое районирование мира
Геоморфологические карты показывают основные типы рельефа и его отдельные элементы с учетом их происхождения и возраста.
Основные принципы внутрирегионального размещения предприятий сферы обслуживания
Размещение предприятий социальной инфраструктуры, как и любой другой отрасли народного хозяйства, регламентируется совокупностью принципов, отражающих современную степень изученности вопросов рационального размещения и территориальной организации производительных сил.
Мы исходим из того, что размещение сферы обслуживания отражает распределение элементов этой системы по территории страны, тогда как территориальная организация отражает не только размещение элементов, но и территориальные взаимосвязи между ними.
Различия между размещением и территориальной организацией были хорошо показаны Ю. Г. Саушкиным, который отмечал, что территориальная организация «подразумевает не только взаимное размещение жилищ, производства, зон отдыха, учебных заведений, больниц и т. п., но и их отношения, взаимную связь, соподчиненность, взаимодополняемость, гибкость средств достижения целей и историческую смену этих целей, наложение точек и зон друг на друга, создание различных вариаций пространственных систем общественной жизни».
Рассмотрим особенности территориальной организации сферы обслуживания и ее отдельных отраслей с позиций системы «человек - услуга» и специфики размещения учреждений этой сферы. Своеобразие этих взаимосвязей определяется прежде всего тем, что в отличие от промышленной и сельскохозяйственной продукции услуга не может перевозиться, но за ее определенными видами могут перемещаться люди как потребители и в то же время могут перемещаться поставщики услуг. Наряду с этим возможно пространственное расчленение всего процесса обслуживания - сама услуга оказывается человеку по месту его жительства, а производственные стороны ее обеспечения организуются в районах наиболее для этого благоприятных с точки зрения эффективности общественного производства. Например, холодильники должны продаваться во всех районах, а их производство может быть сосредоточено лишь в некоторых из них.
Другая особенность взаимосвязей в системе «человек- услуга» - разная частота обращения населения за различными видами услуг - повседневное, периодическое и эпизодическое.
В соответствии с отмеченными взаимосвязями в этой системе возможны три типа обслуживания: стационарное (люди ездят за услугой), передвижное (поставщики услуг ездят к людям) и дистанционное (пересылки товаров по заказам населения). В свою очередь каждый из этих типов может принимать межрайонную, межселенную и внутриселенную формы обслуживания, влияя тем самым на общую систему территориальной организации сферы обслуживания.
Соотношения между указанными тремя формами обслуживания зависят от природных условий (наличие уникальных природных условий для санаторно-курортного лечения, туризма, с одной стороны, и надежность транспортных связей во все времена года - с другой) и от особенностей расселения населения (чем крупнее сельские населенные пункты, тем выше уровень внутриселенного обслуживания и менее развиты виды межселенного обслуживания).
Территориальные пропорции в развитии сферы обслуживания и методы их измерения
Выше уже отмечалось, что одна из центральных задач географии сервиса - выявление сложившихся территориальных пропорций в развитии сферы обслуживания, однако методика изучения этих пропорций нуждается в совершенствовании.
Необходимость изучения этих пропорций обусловлена тем, что «общественное производство не может вестись без строгого распределения совокупного общественного труда между видами хозяйственной деятельности и регионами, участвующими в производстве. Поэтому территориальные пропорции социалистического народного хозяйства - экономическая категория, сущность которой состоит в распределении общественного совокупного труда по регионам страны в целях полного удовлетворения на данном конкретном этапе потребностей общества в материальных благах и услугах с наименьшими его затратами».
На этом производственном принципе построены исследования по оптимизации территориальных пропорций, широко проводимые в настоящее время. Но очевидно, что для общественного воспроизводства, состоящего из производства, распределения, обмена и потребления, территориальные пропорции характерны для каждой из этих фаз. Изучение данного вопроса позволяет считать, что территориальные пропорции в развитый сферы обслуживания должны отражать, с одной стороны, региональное распределение живого и овеществленного труда в этой сфере, а с другой - региональные соотношения в потреблении материальных благ и услуг за счет личного и общественного потребления населения.
Указанная особенность определяет характер применяемых методов изучения территориальных пропорций в сфере обслуживания. При этом, как будет показано в дальнейшем, необходимо различать отраслевые территориальные и интегральные территориальные пропорции в развитии сферы обслуживания, отражающие ее отраслевую и территориальную структуру.
Полезные статьи
Охрана природы и рациональное природопользование.
1.Выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников в городах в 1995г., всего (млн.тонн) - 21.3, в т.ч. (тыс.тонн): Новокузнецк - 560, Черепов ...
Перспективы развития газовой промышленности.
В перспективе 2000 - 2010 it. исключительно важным направлением признано развитие отраслей высокоэффективных качественных видов жидкого и газообраз ...
Развитие и размещение газовой промышленности.
Основные показатели
1992
1995
95 в % к 92
Газ, млрд.куб.м
641
595
92.8
Газовая промышленность самая молодая отрасль ...