Разделы
Угольная промышленность России
Северо-западный экономический регион
Роль Эмиратов в мировой экономике
Развитие и размещения железнодорожного транспорта
Геологическая карта
Тектоническое районирование мира
Геоморфологические карты показывают основные типы рельефа и его отдельные элементы с учетом их происхождения и возраста.
Комплексное освоение прибрежной зоны Черного моря – важнейший фактор ее устойчивого развития
На втором этапе оптимальная экономическая структура разрабатывается с учетом экономической эффективности и социальной значимости различных видов деятельности. При этом, с одной стороны, в силу выполнения первого этапа хозяйственная структура должна отвечать природоохранным требованиям, а с другой, должна наиболее полно соответствовать общим целям развития прибрежной зоны. Основным фактором выполнения сформулированных в стратегическом плане целей и задач, необходимо, чтобы в процессе создания системы управления была учтена мотивация природопользователей прибрежной зоны (привлекательность прибрежной зоны для жизни и экономической деятельности людей (талассоаттрактивность), стремление к улучшению качества жизни населения, экологические требования и целый ряд других).
Создание системы региональной КУПЗ для Сочинского побережья в соответствии с представленной концепцией включает в себя два этапа, первый из которых должен быть направлен на:
легализацию концепции КУПЗ;
определение границ прибрежной зоны и придание ей определенного юридического статуса;
повышение информированности населения, улучшение системы обучения и подготовки кадров;
• создание основы для организации системы регионального КУПЗ на достаточно узкой береговой полосе Сочи, в которой интересы регионального КУПЗ выражены наиболее ярко.
Реализация первого этапа позволила бы определить роль прибрежной зоны в общей структуре хозяйствования города, выявить основных пользователей, получить количественные характеристики для оценки тенденций изменения экономической и социальной сферы в пределах морской прибрежной зоны.
Задачей второго этапа является создание действующей системы КУПЗ. Необходимо разработать перечень основных мероприятий, а также набор индикаторов, которые могут быть использованы для контроля их выполнения, а также создание рабочих органов самой системы комплексного управления прибрежной зоной.
Заслуживает внимание то, что в отношении территориального развития Сочинского побережья методология комплексного управления береговыми зонами опирается на следующее положение: «Основной целью территориального планирования и управления является разработка концепции сбалансированного (устойчивого) развития территории ориентированной на восстановление и сохранение ее природного потенциала и создание гарантий прав местного населения на достойную жизнь» (Программа экономического и социального развитии города Сочи Краснодарского края на 2004-2008 годы, с. 9).
Обозначенную направленность развития прибрежной зоны Сочи можно реализовать на основе решения следующих задач:
Усложнение функциональной структуры территориально-природного комплекса региона, отвечающее интересам хозяйственных отраслей и населения при широких возможностях профориентации людей;
Более полное использование и возобновление рекреационных ресурсов региона, распространение рекреационной деятельности на прибрежную морскую акваторию и горную зону;
Снижение экологических рисков естественного и антропогенного характера, охрана окружающей среды региона от различных видов загрязнения;
Организационное стимулирование развития природно-хозяйственной системы региона путем совершенствования административно-территориальной структуры.
Отметим, что эффективное решение подобных задач на федеральном уровне в настоящий момент невозможно по ряду причин. Поэтому наиболее рациональным, на наш взгляд, путем построения федеральной системы управления прибрежными зонами является первоочередное создание опытных региональных систем на экспериментальных территориях, на которых будут разработаны и опробованы новые нетрадиционные подходы к механизму хозяйственного управления, введены законодательные новации. Экспериментальные территории дадут возможность свести к минимуму цену ошибки, быстро накапливать опыт реализации моделей систем комплексного управления береговыми зонами. Такой подход апробирован в Крыму и Санкт-Петербурге.
Что касается Сочинского побережья, то только за последние 3-4 года было создано несколько Федеральных целевых программ развития курорта. Мероприятия Программ носят межотраслевой характер и затрагивают почти все сферы экономики. Сложность и взаимоувязанность различных мероприятий (транспортная инфраструктура и системы связи, инженерные сети и энергоснабжение, спортивные объекты и природоохранные мероприятия) определяет использование программно-целевого метода для решения проблем развития г. Сочи, что направлено на создание условий для эффективного управления ресурсами, в том числе финансовыми, включая ресурсы федерального бюджета. Это станет возможным только при условии создания центра, координирующего деятельность различных федеральных ведомств, администраций Краснодарского края и г. Сочи. Основными недоработками всех существующих программ, на наш взгляд, является отсутствие комплексного подхода к стратегии развития всего курортного региона. Это говорит, прежде всего, о том, что не сформировано видение прибрежной зоны, как единого экономико-географического объекта, обладающего специфическими чертами развития и подходами к его управлению. Значительная часть разработанных программных направлений свелось к проработке отдельных проблем, исходя из принципа «ликвидации последствий необоснованных решений», а не основополагающего принципа «предупреждения» таких решений, т.е. отсутствует общий концептуальный взгляд на проблему развития природно-хозяйственного комплекса береговой зоны как чрезвычайно сложную социально-эколого-экономическую систему.
Полезные статьи
Общие понятия о геодинамических процессах.
Облик Земли в ходе ее развития непрерывно изменялся в результате разнообразных геологических процессов, которые вызываются различными источниками эн ...
Особенности размещения
машиностроения России
Машиностроение отличается от других отраслей промышленности целым рядом особенностей, которые влияют на его географию. Важнейшим является наличие об ...
Ханты-Мансийский автономный округ.
Ханты-Мансийский автономный округ расположен в центральной части Западно-Сибирской равнины. Граничит: на севере - с Ямало-Ненецким автономным округо ...