География как система наук

Разделы

Угольная промышленность России

Тяжелое машиностроение

Теневая экономика мира

Северо-западный экономический регион

Роль Эмиратов в мировой экономике

Развитие и размещения железнодорожного транспорта

Миграция рабочей силы

География как система наук

Геологическая карта
Тектоническое районирование мира

Геологическая карта

Геоморфологические карты показывают основные типы рельефа и его отдельные элементы с учетом их происхождения и возраста.

Основные принципы внутрирегионального размещения предприятий сферы обслуживания

Страница 4

Применяемый в экономических расчетах показатель об­щего объема потребления населением услуг вряд ли может считаться приемлемым для экономико-географических ис­следований вследствие наличия недостаточной внутренней сопоставимости.

Названный показатель включает в себя следующее: валовую продукцию торговли и общественного питания; расходы населения на оплату производственных и непро­изводственных видов бытовых услуг; валовую продукцию отраслей, обеспечивающих население водой, газом и элек­троэнергией; расходы населения на пассажирский транс­порт и услуги связи; расходы общества на содержание отраслей жилищно-коммунального хозяйства, здравоохра­нения, просвещения, искусства и культуры, объем других услуг.

Для изучения динамики развития сферы обслуживания в стране и в отдельном районе, т. е. для экономических исследований, такой метод по существу единственный для оценки изменений общего уровня обслуживания населе­ния, но для экономико-географических исследований он, по нашему мнению, непригоден из-за межрайонной несо­поставимости. Последняя возникает под влиянием терри­ториальных различий в стоимости строительства объектов сферы обслуживания и разной степени их физического износа; в тарифах на воду, газ, электроэнергию, проезд на транспорте; в заработной плате на услуги; в структуре предоставляемых услуг.

Показатели для измерения отраслевых территориаль­ных пропорций в развитии сферы обслуживания призва­ны отразить территориальные различия в развитии от­дельных отраслей. Здесь необходимо различать объем предоставляемых услуг (розничный товарооборот торгов­ли и общественного питания, число врачебных посещений, число госпитализированных больных и т. д.); развитие сети учреждений (число предприятий) и их размеры (по торговой площади магазинов, числу посадочных мест в общественном питании и т. д.); состояние существующей материально-технической базы (оснащенность современ­ным оборудованием, степень износа зданий, соотношения между типовыми и приспособленными помещениями и т. д.); наличие кадров и их квалификацию; удовлетворе­ние потребностей населения в услугах и развитии сети учреждений; уровень использования существующей сети. При использовании указанных показателей для измерения отраслевых и территориальных пропорций необходимо различать следующие типы задач:

- количественную характеристику фактического или планируемого состояния отраслевых и территориальных пропорций в развитии сервиса;

- оценку изменений (сдвигов) отраслевых и террито­риальных пропорций в рассматриваемом периоде;

- определение интенсивности сдвигов в данном пери­оде по сравнению с предшествующими;

- межрайонное сопоставление темпов развития сфе­ры обслуживания и ее отдельных отраслей;

- соотношения в развитии отдельных форм террито­риальной организации обслуживания.

Состояние отраслевых и территориальных пропорций можно оценить по разности между максимальным и мини­мальным значениями каждого показателя обслуживания среди рассматриваемых районов и по отношению этой раз­ности к среднесоюзному (среднереспубликанскому, среднеобластному) значению. Чем больше это отношение, тем выше степень территориальной дифференциации по дан­ному виду обслуживания.

Сдвиги в территориальных пропорциях за соответству­ющий период можно оценить по сумме изменений за этот период удельного веса районов в стране (республике, об­ласти) по рассматриваемому показателю.

Суммирование проводится без учета знака. Соизмере­ние указанной суммы отклонений за два периода и более позволяет оценить интенсивность сдвигов.

Темпы развития сферы обслуживания и ее отдельных отраслей в регионах предлагается оценивать по темпам роста капитальных вложений в рассматриваемом периоде; по коэффициенту отклонения темпа роста отрасли в райо­не от темпа роста капитальных вложений в сферу обслу­живания в целом; по коэффициенту отклонения роста ка­питаловложений в отдельные отрасли района от союзного (республиканского) уровня в расчете на одного жителя.

Показатели развития отдельных форм территориальной организации обслуживания необходимы для учета соот­ветствия между фактической территориальной организацией сферы обслуживания и особенностями расселения - чем больше доля населения, проживающего в мелких сель­ских поселениях, тем большее развитие получают межселенная и передвижная формы обслуживания.

Уровни развития форм территориальной организации обслуживания предлагается измерять по каждому виду услуг при помощи таких показателей: удельный вес насе­ления района, удовлетворяющего свои потребности в услу­ге за счет межрайонного, межселенного или внутриселенного обслуживания, в том числе передвижного и дистан­ционного; удельный вес населения других поселений дан­ного района и других районов, получающих услуги в учреждениях сферы обслуживания данного пункта или района; удельный вес работников в соответствующей от­расли этой сферы, занятых в межселенном и межрайон­ном обслуживании, в том числе передвижном и дистан­ционном.

Страницы: 1 2 3 4 

Полезные статьи

Роль океанического природопользования в развитии современной цивилизации
В последние годы в отечественной литературе ученые-гуманитарии все больше переходят в своих анализах от формационного подхода (господствовавшего в с ...

Образование и распространение минералов.
Минералами называют физически и химически однородные кристаллические тела, образовавшиеся в результате природных физико-химических процессов. Минер ...

Особенности формирования фонда оплаты труда и отчислений во внебюджетные социальные фонды на предприятии «Строительно-монтажный поезд № 368»
Практическая часть данной работы написана мной на базе «Строительно-монтажного поезда № 368» (СМП–368). Основным видом деятельности этой организации ...