Разделы
Угольная промышленность России
Северо-западный экономический регион
Роль Эмиратов в мировой экономике
Развитие и размещения железнодорожного транспорта
Геологическая карта
Тектоническое районирование мира
Геоморфологические карты показывают основные типы рельефа и его отдельные элементы с учетом их происхождения и возраста.
Основные принципы внутрирегионального размещения предприятий сферы обслуживания
Анализ территориальной структуры сферы обслуживания можно проводить с разных позиций: с точки зрения особенностей территориальной организации этой сферы и их влияния на нормативы расхода ресурсов на единицу продукции; с точки зрения качества обслуживания и т.д. В соответствии с целями анализа меняется применяемый круг показателей. При анализе территориальной структуры сферы обслуживания с точки зрения ее взаимодействия с материальным производством в региональных хозяйственных комплексах основное внимание должно быть уделено влиянию разных форм территориальной организации отдельных отраслей сферы на трудоемкость, капиталоемкость и энергоемкость услуг и на территориальную организацию материального производства. Иными словами, важно учесть те аспекты, от которых, с одной стороны, зависят объемы потребления ресурсов сферой обслуживания, а с другой - обеспеченность материального производства рабочей силой и производительность труда работников.
Показатели для измерения отраслевых и территориальных пропорций могут быть разделены на экономические и экономико-географические. В свою очередь экономические включают три группы показателей: структурно-воспроизводственные (отражают роль сферы обслуживания в расширенном воспроизводстве страны, союзной республики, экономического района); технико-экономические (характеризуют затраты ресурсов при функционировании учреждений сферы обслуживания и ее отдельных отраслей): структурные (показывают соотношения в развитии отдельных видов услуг, предоставляемых данной отраслью сферы обслуживания). Иными словами, экономические показатели позволяют характеризовать отраслевые пропорции в развитии сервиса страны и отдельного региона.
Среди экономико-географических показателей целесообразно выделить две группы, характеризующие интегральные территориальные пропорции и отраслевые территориальные пропорции.
Система структурно-воспроизводственных и технико-экономических показателей развития сферы обслуживания изложена в методических указаниях Госплана СССР к составлению годовых и пятилетних планов и может использоваться при анализе состояния отдельных отраслей в региональных комплексах. Что касается структурных показателей, то они изложены, в частности, во многих учебниках по экономике и организации соответствующих отраслей сферы обслуживания, где учтены как общие черты социалистического предприятия, так и специфика функционирования учреждения сферы обслуживания.
Сконцентрируем дальнейшее внимание на экономико-географических показателях для измерения отраслевой и территориальной структуры сферы обслуживания. Они могут быть объединены в следующие группы.
Показатели для измерения отраслевых пропорций в развитии сферы обслуживания региона. Необходимы для сравнения масштабов развития отдельных отраслей и видов услуг в исследуемых районах с масштабами союзного (среднереспубликанского) уровня. При этом отраслевые пропорции характеризуются показателями удельного веса работников и стоимости основных фондов каждой отрасли и каждого вида услуг в сфере обслуживания.
Показатели для измерения интегральных территориальных пропорций в развитии сферы обслуживания. Следует различать интегральные территориальные пропорции по размеру предоставляемых услуг и по уровню развития сферы обслуживания. В первом случае такие пропорции рекомендуется измерять, применяя показатели стоимости основных фондов сферы обслуживания или численности занятых в ней. Они даются в расчете на 1000 жителей, а во втором случае - на 1000 занятых в народном хозяйстве (чтобы учесть влияние региональных особенностей на потребности населения региона в услугах).
Следует подчеркнуть, что рассмотренные показатели, отражая общий количественный уровень развития сферы обслуживания, не вскрывают существенных качественных сторон обслуживания. В результате вне поля зрения остаются затраты времени ж денежных средств населения разных районов на поездки за услугами, затраты общего времени на обслуживание (дорога + время самого обслуживания), а также соотношение между общим объемом производственных услуг и величиной денежных доходов населения, направляемых на эти цели.
Указанное соотношение по своей сущности относится к группе структурно-воспроизводственных показателей, применяемых при расчетах общего объема потребления услуг населением, а также баланса денежных доходов и расходов населения страны или региона. Однако для экономико-географических исследований соотношение между общим объемом производственных услуг (а не просто платных услуг) и спросом на них (который определяется денежными доходами) должно быть одним из главных.
В последние годы большое внимание уделяется поиску интегрального относительного показателя для измерения общего уровня развития сферы обслуживания на основе суммирования отклонений районных значений по отдельным видам услуг от условного уровня. Однако здесь может быть проявлен субъективизм. Пока эти поиски малопродуктивны.
Полезные статьи
Структура транспортного
комплекса
Транспорт как вид хозяйственной деятельности подразделяется на транспорт общего и необщего пользования.
Транспорт общего пользования
— транспорт, ...
Исторические события
Археологические раскопки показывают, что первобытные люди поселились на земле современной Португалии ещё в эпоху палеолита. Во второй половине 1 тыс ...
Отрасли специализации промышленности и сельского хозяйства
Восточно-СибирскогоЭР.
Специфические экономические и природные условия определили рыночную специализацию Восточной Сибири на отраслях добывающей промышленности и добывающе ...