Разделы
Угольная промышленность России
Северо-западный экономический регион
Роль Эмиратов в мировой экономике
Развитие и размещения железнодорожного транспорта
Геологическая карта
Тектоническое районирование мира
Геоморфологические карты показывают основные типы рельефа и его отдельные элементы с учетом их происхождения и возраста.
Техногенные воздействия в береговой зоне моря в Калининградской области
В результате развития хозяйственно-технических потребностей человечества, особенно в последние десятилетия, когда его техническая мощь значительно возросла, в естественном ходе природных процессов в качестве геологического фактора выступает деятельность человека [7]. На морском побережье Калининградской области, особенно в пределах Самбийского полуострова, ощутимое влияние на ход береговых процессов имеют техногенные факторы [8,9].
Юго-Восточное побережье Балтийского моря, в пределах которого находится рассматриваемый район, представляет собой зону равнин ледниковой и водно-ледниковой аккумуляции с холмистым рельефом, образовавшуюся под воздействием комплекса берегоформирующих факторов, из которых наибольшее значение имели волнение, вдольбереговые течения, состав пород, слагающих береговую зону, эвстатические изменения уровня моря и эпейрогенические колебания земной коры [5].
Техногенез как совокупность геоморфологических процессов, вызванных производственной деятельностью человека [10], в береговой зоне Калининградской области обусловлен:
а) горнотехнической деятельностью;
б) строительством и эксплуатацией морских портов;
в) берегозащитными мероприятиями.
Горнотехническая деятельность в пределах Самбийского полуострова обусловлена наличием крупнейшего в мире месторождения янтаря, разработка которого ведется на протяжении длительного времени [1]. Первые разработки янтаря на пляже относятся к XII веку. В дальнейшем закладывались шахты на пляже и в береговых уступах: в 1782 году у пос. Синявино, в 1650 и в 1867 годах – у пос. Янтарного [12, 22, 23]. За время промышленной эксплуатации месторождения в районе пос. Янтарного проводилось совершенствование методов добычи янтароносной породы («голубой земли») и производства вскрышных работ. При добыче янтаря подземным способом в большинстве случаев пустая порода и отмытая от янтаря «голубая земля» поступали на пляж или в море. Транспортировка горных масс в объеме 250-300 тыс. м3 в год осуществлялась различными способами (лотки, вагонетки и пр.) к береговой линии, где техногенные отложения в комбинации со свайными стенками и дамбами первоначально защищали горные выработки от воздействия морского волнения, а затем обеспечили устройство пляжевого карьера в 1872 году у пос. Янтарного. Мощность техногенных отложений достигала в то время 10 м.
Одновременно в конце XIX-в начале XX века добыча янтаря производилась на других участках Самбийского полуострова: в береговых уступах южнее мыса Таран, восточнее городов Светлогорска и Пионерского, у пос. Филино. Эти разработки привели к образованию искусственных террас на клифе и в большинстве случаев (м. Таран, пос. Филино) стимулировали размыв и разрушение берегов. Отработанные горные массы также сбрасывались в море [18,12]. В районе пос. Янтарного подземная разработка месторождения была прекращена в 1922 году, и с этого времени добыча янтаря производится исключительно открытым способом. До 1958 года при разработке карьеров в море поступала главным образом отмытая от янтаря «голубая земля» (зеленовато-серая песчаная глина с гнездами мелкозернистого песка). Вскрышные породы (песчано-гравийно-глинистые отложения) складывались во внутрикарьерные отвалы. Объем сброса горных масс составлял 300-500 тыс. м3 в год.
Начиная с 1958 года в связи с переходом на разработку месторождений гидромеханическим способом, при котором в море в виде пульпы стали сбрасываться и вскрышные породы, объем отвала горных пород резко возрос и достиг 2 млн. м3 в год и более (например, в 1973 г. – 3,25 млн. м3). И если до применения гидромеханизации объем сброса грунта за 1880-1938 гг. составил 15-18 млн. м3, то такой же объем был сброшен за пять лет (1969-1974 гг.). В дальнейшем в связи с разработкой карьера Приморского месторождения и развитием производства объем сброса пульпы в море значительно возрос. В результате массового сброса горных пород (дампинга) из карьеров Янтарного комбината было создано техногенное аккумулятивное тело, которое привело к блокировке более чем девятикилометрового участка берега в пределах Бакахино – Окунево. Максимальная мощность техногенных отложений достигала 25-28 м, а береговая линия выдвинулась в море на 600-900 м, достигнув положения изобаты 10 м (по съемкам 1875-1898 гг.). Общий прирост суши составил более 35 км2, что обеспечило проведение добычи янтаря на ранее недоступных участках, расположенных в зоне погребенного подводного берегового склона.
С этой целью с начала 70-х годов, в пределах отвалов горных пород были заложены так называемые пляжевые карьеры, которые оказались более технологически, экономически и экологически выгодными. К настоящему времени большая часть техногенного отвала в береговой зоне выработана (пос. Покровское, пос. Синявино, большая часть пос. Янтарного), работы ведутся также на участке берега, расположенного к северу от мыса Песчаный. На отработанных площадях пляжевых карьеров в результате штормовой деятельности происходит прорыв перемычек, размыв искусственных дамб. В результате в теле отвалов была образована закрытая от волнения бухта. В районе шахты «Анна» (пос. Янтарный) урез моря вернулся на исходное положение, которое он занимал в конце прошлого века. Сильный шторм 4-6 декабря 1999 года, сопровождавшийся нагоном в 1,3 м, впервые после 1911 г. [12] вызвал размыв коренного берега (в районе шахты «Анна» на 5 м) и обнажил берегозащитную свайную стенку постройки 70-х годов XIX века. С помощью спутниковой навигационной системы GPS «Magellan 2000» 10.12.1999 г. произведена съемка береговой линии после шторма.
Полезные статьи
США\Образование
Система образования в США включает как государственный, так и частный сектор. Наибольшее развитие государственный сектор получил в области начально ...
Развитие и размещение железнодорожного транспорта.
Перевозка грузов (млн.тонн) 1992 - 1640, 1995 - 1028.
Железнодорожный транспорт занимает ведущее место в грузоперевозках (56,7%) и пассажирообороте ...
Западно-туркменский экономический район
Западно-Туркменский экономический район расположен на территории Красноводского административного района. Площадь равна 138,5 тыс. км2 (28,4%) обще ...